По усам текло, а в рот не попало

Как я стал.
Как я стал... анонимным алкоголиком

Анонимные алкоголики, или сокращенно АА, - это не те, кто сначала напивается до чертиков, а затем под влиянием паров строчит неподписанные кляузы на своих соседей. В программе общества (правда, еще не зарегистрированного) указана главная цель: "соблюдать трезвый образ жизни и помогать другим алкоголикам стать трезвенниками". Каким образом все это происходит, я попытался узнать, проведя один день на встрече АА, посвященной 13-летию этого движения в Беларуси.

Анонимные алкоголики собрались в центре внешкольной работы "Золак" на Партизанском проспекте в Минске субботним утром, в 11 часов. В холле меня первым делом записали в общество. Понадобилось только назвать свое имя и город проживания, и женщина-регистратор вручила "бэдж" со словом "Владимир". А затем предложила внести добровольное пожертвование. "А это сколько?" - "Сколько сможете, но вообще-то..." - она развернула ко мне разграфленный лист бумаги: Вити, Коли, Саши давали по-разному, но в основном фигурировала сумма 4 тысячи. Инстинкт толпы сработал, мне дали сдачу с "десятки". "На что деньги-то хоть пойдут?" - я с досадой сообразил, что все эти Вити и Коли и суммы в графах вполне могли быть лишь приманкой для "лохов". "А на чай, кофе, печенье - в общем, на организацию собраний".

В тускло освещенном зале оказалась пестрая публика: от зелено-молодых до иссиня-старых. Были здесь и в спортивных трико, и в костюмах. Двое сидели в сутанах - католические священники. Рядом со мной шикарно разодетые девушки болтали по мобильному. Насчитал я примерно 400 человек. Несмотря на такую многочисленность, чтобы найти явно испитое лицо, мне пришлось-таки изрядно повертеться на своем кресле.

Пока я вертелся, на сцену вышел конферансье и член оргкомитета АА мой тезка Владимир и объявил начало действа. Открыли форум дети из минской школы-интерната N 3, показав два спектакля о вреде пьянства и наркомании. Затем была минута молчания по погибшим от алкоголя. Потом все стоя и хором прочли молитву - какую-то специальную, для алкоголиков. После этого началась официальная часть. А именно: трое членов импровизированного президиума по очереди прочитали с бумажки своеобразную Библию общества - "12 шагов алкоголиков - членов АА" и "12 традиций алкоголиков - членов АА": "Всегда помните тот вывод, который вы сделали, вступив в братство АА: что вы бессильны. И облегчение к вам придет только тогда, когда вы преисполнитесь желанием изменить свою жизнь, препоручив ее высшей силе".

Битый час после этого ведущие выкликали названия городов, и все дружно хлопали приехавшим гостям. Москва, Киев, Львов, Рига, Гродно, Могилев, Щучин, Брест, Слуцк, Гатово, Столбцы... Потом приветствовали людей, продержавшихся какой-то срок без спиртного - начали с 25 - 20 лет трезвости. Первым встал человек, продержавшийся 18 лет. Бурные аплодисменты. Затем дошли до месяцев, недель и даже дней. "А кто сегодня трезвый?" - наконец вопросил президиум. Все встали как один...

Рядом со мной сидел алкоголик средних лет, на "бэдже" которого была надпись "Николай". Оказалось, он уже 9 лет в обществе и "сухим" остается 4 года. Ну вообще-то, если покривить душой, уже 8 лет - просто однажды выпил 250 граммов на юбилей. "А обманывать здесь никого не нужно. Зачем? Ты отчитываешься только перед самим собой".

Тем временем на сцену стали выходить люди от групп АА из зарубежья и поздравлять общество белорусских анонимных алкоголиков с 13-летием. Были подарки. Не много: какой-то самовар, чай в пакетах... Говорили все примерно по следующему сценарию. "Здравствуйте, дорогие братья и сестры, - весело начала стандартную форму приветствия гостья из Украины. - Меня зовут Наталья, я алкоголик". "Привет, Наталья!" - хором отвечал зал, четко и слаженно, словно под гипнозом, аж жуть брала.

Пока на сцену выходили люди с поздравлениями, Николай то и дело пояснял: "Как вы думаете, кто сейчас на сцене? Ни за что не поверите! Мужчина - полковник из органов безопасности, а женщина - врач-нарколог". Проверить слова Николая возможности, конечно же, не было. Анонимность - святое для АА, фамилии и должности здесь раскрывать никто не станет. Так что мне волей-неволей оставалось лишь верить тому, что среди анонимных алкоголиков есть все - от бомжей до чуть ли не президентов финансовых компаний.

Николай почему-то заметно нервничал и просто не мог усидеть на месте. "Я в общем-то хочу всех тут поздравить песней, - наконец признался он мне. - "Песня алкоголика" называется. Да вот думаю: петь - не петь..."

Маленькую панику в рядах алкоголиков вызвало сообщение о приезде на форум съемочной группы ОНТ. Тут же все стали бурно обсуждать: давать ли снимать? "Даже если один человек будет против, снимать не дадут, - разъяснил Николай с гордостью в голосе. - Таковы правила". Решение принимали открытым голосованием. ОНТ в зал не пустили...

А вскоре дал о себе знать мой новый знакомый. Николай вырвался на сцену, как джинн из бутылки. По его решительному лицу я сразу понял: будет песня. И точно, Николай залихватски выставил одну ногу в темно-серой брючине вперед, аудитория замерла и... "Не судите, люди, люди добрые..." - протяжно заревел Николай, раскачиваясь себе в такт, словно медведь-шатун. "Не браните, люди, молодца за тоску его, кручинушку..." - ревели с края сцены динамики, дребезжа всеми своими частями. Их, по-видимому, "зашкаливало": поющий Николай тембром и силой голоса действительно походил на медведя, которого вчера напоили какие-то недобрые люди. Зал, не выдержав, начал хлопать в середине куплета...

После этого началось уж что-то и впрямь невообразимое. Публику, что называется, понесло. На сцену прорвался человек из "богемы". "Здесь практически не прозвучала, можно сказать, генеральная мысль, - кричал он. - О том, что многие гениальные люди так и не раскрылись, не показали своих талантов из-за алкоголизма. Достаточно вспомнить и Гогена, и Шарля Бодлера, и того же Достоевского, и того же Толстого, которые оставили бы человечеству еще больше шедевров, если бы они не были больны".

В общем, чем дальше, тем собрание становилось веселее. Тут была и телеграмма из Иерусалима, начинавшаяся словами: "Господа алкоголики! Мысленно мы с вами..."; и звонок-поздравление от некоей Вали Тортилы из Нью-Йорка; и декламация стихов, в которых автор энергически призывал всех торчать, как делают это весенние почки... В общем, не знаю, как кому, но мне объявленный организаторами перерыв пришелся весьма кстати. Еще немного, и я бы сам рванулся на сцену танцевать какой-нибудь "Крыжачок" или поднимать народ на баррикады...

Собрание внесло некоторый хаос в мою душу. С одной стороны, дело, конечно, благое. Эти люди совершают ежедневный подвиг, и без опоры на "высшую силу" это было бы намного сложнее. И именно в такой обстановке, когда все кругом "братья", человек может полностью раскрепоститься и наконец сказать себе: "Да, я болен, я алкоголик". Схватиться за протянутую руку и после этого начать бороться со своей бедой.

А с другой стороны... 400 человек. Анонимно. В центре Минска. Эти "братья-сестры", заповеди, молитвы, хоровые приветствия, какие-то ритуальные обнимания... "Вам приходилось слышать о том, что собрания АА в чем-то походят на собрания секты?" - спросил я в перерыве у члена оргкомитета Владимира, который вел всю церемонию. "Бывает, - немного замявшись, ответил он. - Но нужно делать различие. Элементы религии у нас есть. Но мы не настаиваем на каком-то едином Боге для всех. У нас даже в брошюрах постоянно подчеркивается: не просто "Бог", а "Бог, как мы его понимаем".

И еще один вопрос я не мог не уточнить. Откуда все-таки взялись, например, средства на аренду помещения для проведения форума, фуршет в перерыве, книги, майки, плакаты и значки с символикой АА, которые продавались в холле, печатание брошюр, раздававшихся бесплатно, "бэджей"? Выяснилось, что АА не принимают никаких пожертвований со стороны. Все средства - от пускаемой в конце каждого собрания по кругу "шапки".

"Возможно, в ближайшем времени все это изменится", - пояснил Владимир. Оказалось, что в этом году АА собираются стать официально зарегистрированной общественной организацией. Сейчас разрабатываются устав и другие необходимые документы. Поддержка вроде бы есть. Так что вполне возможно, что уже этой осенью Минюст примет положительное решение и АА обретут реальных функционеров в серых пиджаках, а телефон организации появится в справочнике...

Справка "СБ"

Кто такие "Анонимные алкоголики"?

Зародилось движение 68 лет назад в Америке. Встретились как-то в одном баре Билл и Боб, врач и бизнесмен. По оценке врачей, законченные алкоголики. Совершенно случайно они заказали по бутылке виски и оказались за одним столиком. Один другому и говорит: хочется бросить пить, но врачи ничего не могут сделать. Второй страдал от того же. Стали делиться опытом, проговорили весь вечер и с удивлением обнаружили, что бутылки остались нетронутыми. Так и выяснилось, что есть лекарство от алкоголя - общение.

15 лет назад движение появилось на территории Советского Союза. Сначала в Москве. Большую роль здесь сыграл некий американец Лео, ныне покойный. Потом АА пришли в Киев, Луцк, Одессу. А в 1990 году американец Лео приехал в Минск вместе с луцкими алкоголиками. Нашли здесь пятерых человек, рассказали об организации, оставили литературу. Это была кость, потом стало нарастать мясо. Вначале была группа "Надежда" на Волгоградской, 53, которая существует и сейчас. Потом на Стахановской, 19 - "Первый шаг". А сейчас в Минске 10 групп АА, в каждой из которых от 10 до 40 человек. Постепенно движение стало распространяться по всей Беларуси. Вначале появилась группа в Витебске, потом в Борисове, Шклове, Могилеве, Гродно, Бресте...

В группах установлены дни и часы проведения собраний, обычно после работы, например, с 19.00 до 21.00. Некоторые группы проводят их ежедневно. Алкоголики собираются, делятся друг с другом опытом по преодолению своего недуга и проводят беседы на различные темы: от обсуждения 12 шагов и традиций до сексуальных взаимоотношений. В конце каждого собрания по кругу пускается шапка, в которую всякий опускает столько денег, сколько сможет. За счет этих пожертвований группа и существует.

Подсчета членов в АА нет, как нет и членских взносов, но, по приблизительным оценкам, в Минске через общество прошло уже несколько тысяч человек.



P.S. В программе форума значилась еще ночная дискотека. Как они там обошлись без алкоголя, не знаю. Я ушел раньше - слишком уж много впечатлений для одного субботнего дня.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter