
Особенно тепло встретили колонну в агрогородке Долгиново — еще до приезда байкеров на центральной площади собрались десятки зрителей. Одновременно отмечался традиционный праздник деревни, и ретропробег стал его изюминкой, рассказал председатель местного сельсовета Александр Малиновский:
— Ведь организаторы фестиваля, известные реставраторы техники братья Виталий и Олег Гапановичи — выходцы из наших краев. Они сразу откликнулись на предложение устроить остановку на несколько часов именно в Долгиново, дать возможность рассмотреть старинные мотоциклы гостям нашего праздника, пообщаться с участниками пробега. Все это живая история, через которую тоже можно прикоснуться к прошлому нашей страны. И такие энтузиасты, по крупицам, по деталям ее восстанавливающие, — пример для подражания, когда все внимание молодежи поглощено компьютером и смартфоном.

— Точно тебе говорю: у меня такой был, на дискотеку на нем ездил! А коляску прицепишь, так и мешок подвезти можно было, — убеждал один сельчанин другого.
Один из уникальных мотоциклов — «Ява» 1953 года выпуска — принадлежит председателю финского фан–клуба мотоциклов «Ява» Кауко Сунтиоинену. Прекрасно отреставрирован — в тематическом конкурсе, где нужно было как можно быстрее завести свой транспорт, двигатель байка ровно заурчал с первой же попытки. Неужто марка была так популярна в Финляндии? Господин Сунтиоинен рассыпался в комплиментах:
— Да, очень популярна в послевоенные годы, когда немногие могли позволить себе автомобили. Все покупали мотоциклы для передвижения, и «Ява» была хорошим вариантом не только из–за доступной цены — это на самом деле были отличные мотоциклы, надежные и неприхотливые. Но в 1960–е в стране стали массово продаваться байки из Японии, и соотношение оказалось уже не в пользу «Явы». Сейчас этими мотоциклами интересуется в основном старшее поколение, у кого с ними связаны ностальгические воспоминания. В нашем фан–клубе состоят около 600 человек. У меня было самое большее 10 мотоциклов в коллекции, но сейчас осталось только 4.

— Машина надежная, крепкая. Конечно, я ее каждый день не использую — стараюсь по возможности беречь. Даже к старту пробега привез на лафете — закончил его сваривать буквально в 2 ночи, за пару часов до выезда. В армии такой мотоцикл мог служить для быстрой переброски трех человек и какого–нибудь вооружения. А вот так его применять, как в фильмах показывают — стреляют из пулемета, смонтированного на коляске, — вряд ли могли: точность никакая бы была от тряски на кочках...
Отдельным украшением ретропробега стал Gilera Giubileo 98 — мотоциклов из лимитированной юбилейной серии выпустили всего 1.000 штук. Нынешний владелец байка Олег Казак приобрел его в виде заводского комплекта для сборки и еще несколько лет восстанавливал. Зато сейчас это единственный подобный мотоцикл не просто в Беларуси, но во всей Восточной Европе, заметили братья Виталий и Олег Гапановичи:
— Сообщество, увлеченное мотоциклами с историей, в Беларуси, может быть, не такое большое по сравнению с другими европейскими странами, но оно заметно выделяется на их фоне. Средний возраст членов этого сообщества — около 30 лет, а в Европе — за 40, то есть и молодежь увлекается такой техникой, не боится сложностей в реставрировании — это здорово. И мы знаем студентов, которые буквально со стипендии восстанавливают мотоциклы.