По ту сторону жизни

Мой родной Гродно немцы оккупировали на второй день войны.
Мой родной Гродно немцы оккупировали на второй день войны. Сразу же началось мародерство. Грабили магазины, склады, квартиры. Из музеев тащили античную мебель, из зоопарка - зверей. На центральной площади города полыхал огромный костер: в нем сжигали книги из библиотеки учительского института. Казалось, что наступил конец света.

Почти все магазины в городе были только для немцев. Начался голод, но крестьянам запретили продавать продукты городским жителям. Приходилось выменивать их в деревнях на вещи. За новые хромовые сапоги можно было выменять килограмм сала. Но даже такую малость не всегда удавалось донести домой. Немцы устраивали на дорогах засады и отбирали продукты. Чтобы получить хоть какие-то гроши и хлебную карточку, даже 14-летним подросткам нужно было пройти на бирже регистрацию и работать на промышленных предприятиях по 12 - 15 часов в день. В воскресенье хлеба не полагалось.

Но страшнее голода был страх. Врачей, учителей, судей, инженеров, ксендзов и их семьи немцы расстреливали без предъявления обвинений. И вообще любой из оккупантов мог убить любого жителя просто ради развлечения. Осенью 1941 года началась отправка молодежи на работу в Германию. Отказавшихся расстреливали.

На всю жизнь запомнила я и 1 октября 1941 года. С этого дня всех евреев города начали переселять в гетто. Однажды я была свидетельницей такой сцены. По мостовой шел пожилой еврей, впереди у него - огромная лужа из растаявшего снега, обойти которую было невозможно. Он решил обойти ее по тротуару. Едва он одной ногой ступил на тротуар, как к нему подскочил немец и ударом сапога свалил мужчину в лужу...

В марте 1943 года всех евреев согнали на станцию, посадили в товарные вагоны и вывезли в лагерь смерти. А в опустевших гетто немцы собирали приглянувшиеся им вещи и отправляли их в Германию...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter