О зеркалах с точки зрения нейрофизиологии, психики, физики и мистики

По ту сторону реальности

В жизни нас сопровождает масса предметов, которые мы считаем обычными. Например, часто ли вы задумываетесь о зеркале, висящем в прихожей? А ведь кусок стекла куда меньшего размера в XV веке стоил дороже картины Рафаэля. Именно по причине утилитарности большинство современных людей не верят в мистику зеркал. Тем не менее у «зазеркалья» есть некоторые странности.

Коллаж Ольги Александровой

От камня до стекла

Человек старался рассмотреть себя поближе с того момента, как идентифицировал свое изображение в луже. Сначала роль зеркал играли отполированные куски обсидиана, затем металлические диски. В конце XIII века изобрели стеклянные зеркала. Вопреки стереотипам, средневековое ноу-хау принадлежит не венецианцам. Они лишь выкупили патент у фламандцев, причем только в начале XV века. Однако так разрекламировали товар (чему способствовала таинственность), что сложилось впечатление, будто до венецианских зеркал в мире ничего подобного не было. При Людовике XIV французы, развернув самую настоящую детективную историю с похищением, украли технологию и щедро растиражировали ее. Когда в дело вступили немецкие и богемские стекольные заводы, цены резко упали. Причем настолько, что к XVIII веку зеркала уже не были диковинкой.

Кривизна по стандарту

Светоотражающую часть зеркала мы по привычке называем амальгамой (сплав ртути с другими металлами). Но сейчас используют алюминий или серебро. Лучшими считаются зеркала с серебряным покрытием — из-за более высокого коэффициента отражения.

Вообще же, качество зеркала зависит от структуры отражающего слоя (волнистости, пористости и т.д.) и прозрачности стекла. Бытовые зеркала по степени «правдивости» подразделяются на 9 классов — от М0 до М8 (качество падает по мере возрастания). Идеальное зеркало класса М0 в продаже вы увидите вряд ли. Скорее всего, это будет М1 — наиболее распространенный вид. Маркировка М4 говорит о незначительном искривлении отражения, а вот покупать зеркала классами выше можно только в том случае, если вы решили оборудовать комнату смеха.

При этом даже качественное зеркало дает искажение. Например, когда деформируется под воздействием собственного веса. Во избежание этого большие зеркала (например, для шкафов-купе) делают из листов толщиной от 8 мм и выше.

Не то, что кажется

Наверняка вы замечали, что между отражением и фотографией есть большая разница. Вполне логичный вопрос: врет камера или зеркало? Ирония в том, что правды нет ни в том, ни в другом случае. Причина в принципиальном различии двух систем — объектива фотоаппарата и органов зрения. Дабы не углубляться в технические подробности, отметим самое очевидное: линза фотоаппарата дает плоское изображение, а отражение в зеркале мы видим объемным — трехмерным. Далее начинается самое интересное.

То, что мы привыкли считать своим отражением, в действительности им не является — это зрительная проекция, которую формирует мозг, систематизируя все данные, вплоть до тактильных ощущений. Простейшим доказательством этого безобразия служит известный факт: вытянутые (прямоугольные и овальные) зеркала стройнят, а квадратные и круглые полнят. Этот шаблон восприятия мозга привязывает картинку к знакомым геометрическим формам.

В итоге реальность такова: математически правильным является лицо на фото. Но с точки зрения того, как нас воспринимают другие люди, более достоверно отражение в зеркале. Реальность же находится где-то в промежутке, но мы ее никогда не узнаем — это чисто технически невозможно.

Логика и суеверия

Луч света, падающий под углом на зеркальную поверхность, отражается в сторону, противоположную той, откуда он падает. То есть действует один из главных законов механики: угол падения всегда равен углу отражения. Поэтому в «зазеркалье» правое и левое меняются местами. Законами физики объясняется и то, почему отражение лучше на гладких полированных поверхностях. От неровностей лучи света отражаются в разные стороны хаотично, поэтому картинка искажается и расплывается.

У суеверий же две отправные точки: представление о том, что зеркало — это дверь в потусторонний мир, а также дороговизна предмета в давние времена. Приведем пару простых примеров. Разбить зеркало — семь лет несчастья. Учитывая, что за небольшой кусок отражающего стекла дворяне отдавали целые замки, утверждение жизненно. Естественно, если вы разобьете зеркало сейчас (при условии, что это не музейный артефакт), ничего страшного не произойдет. Но если вы склонны притягивать факты за уши, тогда любые неприятности, последующие за инцидентом, покажутся зловещими. «Потусторонностью» зеркал объясняется обычай закрывать их черной тканью, когда в доме покойник (чтобы душа не стала пленницей зеркала и не доводила членов семьи до инфаркта). Из этой же оперы — правило при вынужденном возвращении домой глянуть в зеркало и плюнуть три раза через левое плечо (на котором, говорят, сидит черт). Короче, меньше пафоса, господа. И жизнь заиграет новыми красками.

Зеркала окутаны тайной с момента их появления. В них видели порталы в другие миры, магические атрибуты, способные показать будущее и изменить судьбу. Человеческое воображение сделало зеркала частью легенд. Несмотря на то что большинство из них не имеет под собой никакой разумной основы, они живы до сих пор.

КСТАТИ

В современном мире в науке зеркала используются чаще, чем в быту. ­Нередко они являются самой значимой частью различных приборов — от микроскопов до оборудования космических аппаратов.

Гиперболоид инженера Архимеда

История о том, как Архимед с помощью системы зеркал сжег флот, угрожавший Сиракузам, долгое время считалась выдумкой. Во-первых, поверить в такое на самом деле сложно. Во-вторых, чертежи были утрачены во время Пунических войн. Ну и, наконец, в XVII веке два столпа науки — Иоганн Кеплер и Рене Декарт, просчитав все с точки зрения математики, углов отражения и прочего, — пришли к выводу, что сжечь корабли в море таким образом и на таком расстоянии невозможно. Авторитет ученых был настолько велик, что желающие проверить легенду на практике нашлись только два века спустя.

В 1972 году греческий инженер Иоаннис Саккас решил восстановить реноме соотечественника, воссоздав «тепловой луч» Архимеда. И что бы вы думали? При помощи точной фокусировки 70 больших зеркал Саккас спалил макет римского военного корабля на расстоянии 50 метров. Повторить опыт грека удалось студентам Массачусетского университета в 2005 году. А вот специалистам из шоу «Разрушители легенд» это не удалось. Судя по всему, какие-то моменты не учли.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter