По ту сторону прейскуранта

Ничего даром! Похоже, новый принцип работы осваивают ЖЭСы. По капле выдавливают социализм из коммунальной сферы...

Ничего даром! Похоже, новый принцип работы осваивают ЖЭСы. По капле выдавливают социализм из коммунальной сферы. И развивается коммерческая инициатива весьма любопытно. В Минске, к примеру, жильцам приходится платить не только за услуги сантехника, но и за каждый его шаг по вызову. Думаете, шутка? Чистая правда! На то существует даже специальный тариф.


Прейскуранту удивилась пенсионерка Лидия Лисовская. Вот строки из ее письма в редакцию: «Захотела поменять смеситель в кухне. Купила импортный, со всеми шлангами и прокладками, и подала заявку в ЖЭС. Пришли сразу два сантехника: один постарше, другой помоложе. Рассмотрели мою покупку и ошарашили: и то в смесителе не так, и это, и шланги не подходят. В общем, готовы поставить за 32 тысячи рублей, но без гарантии. От такой «услуги» я, конечно, отказалась. Но, прощаясь, мастера предупредили: визит был платный. Стоит 3 тысячи 890 рублей. Это возмутительно! Мало того что делать ничего не умеют, так еще и за вызов деньги берут».


Жалобу я переадресовала в администрацию Партизанского района — по месту жительства пенсионерки. Получила ответ А.Галя, главы администрации: «В соответствии с прейскурантом цен, утвержденным государственным объединением «Минское городское жилищное хозяйство», вызов, проведение обследования и консультации специалиста являются платной услугой».


— Но только в том случае, — дополняет руководителя района Тамара Бельская, заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей, — если именно такая услуга была заказана. Допустим, вы сомневаетесь, надо менять смеситель или нет, либо не можете выбрать, какой лучше подойдет, и за этим обращаетесь в ЖЭС. Случай с Лидией Лисовской совершенно иной. Она просила установить смеситель. Сантехники заказ не выполнили!


Как опытный юрист Тамара Бельская рекомендует читательнице, если с нее действительно взяли деньги за такую консультацию, обратиться в расчетно–справочный центр и требовать возврата незаконно удержанной суммы. Не вернут — можно подать в суд.


Еще одно письмо в тему из Витебска. Недолго радовались жильцы домов, получив новенькие квартиры с индивидуальными теплосчетчиками. Ведь говорили, что учет поможет сэкономить. Восторг сменился недоумением, когда ЖЭУ выставило каждому собственнику дополнительную плату за обслуживание приборов. Кроме того, граждан предупредили: каждые 4 года счетчики будут забирать на поверку. И за это тоже придется платить! Председатель товарищества собственников Анатолий Кравчинский возмущен: «Если на поверки, техобслуживание и тем более ремонт с нас будут брать заявленные немалые деньги, то зачем нам вообще эти счетчики?! Экономии от них никакой — сплошные траты!»


И если первый случай скорее анекдотичный и деньги за визит горе–сантехников, скорее всего, вернут, то витебская история посерьезнее. Коммунальники из года в год твердят нам: плата за техобслуживание мала, затраты растут. И от разговоров, похоже, перешли к действиям. Помните, несколько лет назад отдельной строкой в наших жировках появилась плата за обслуживание ЗПУ — запорно–переговорных устройств, а попросту домофонов. Некоторые возмущались. Но... смирились. Теперь ребром встал вопрос о новой строке расходов: на теплосчетчики. Пока они новенькие — ухода не требуют. А со временем начнут ломаться и потянут деньги.


Это удобный способ не повышать резко тарифы, но при этом заставить людей платить больше, вводя новые? Но ведь следом могут возмутиться водоканалы, газо– и энергосбыты. Ведь счетчики обслуживают и меняют они пока бесплатно. За счет тарифов на газ, свет и воду. Однако есть и еще одно подозрение, от которого трудно отмахнуться. Теплосчетчики, металлические двери с домофонами устанавливают преимущественно частные фирмы. На памяти еще и история, как одна страховая компания предлагала себя листовкой, скрепленной с очередной жировкой. Причем первый взнос в нее был уже включен. Тем, кому не нужна услуга, предлагали отказаться. Тогда деньги возвращали перерасчетом за следующий месяц. Но многие ли потрудились это сделать? Сколько в итоге денег осело на счете страховщиков? И почему ЖЭСы им в этом подсобили?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter