По ту сторону отчаяния

Мир не сразу узнал о трагедии Освенцима
Мир не сразу узнал о трагедии Освенцима

Освенцим освободили быстро. В течение нескольких часов. В сводках Совинформбюро за 27 января название, ставшее потом символом ужаса и нечеловеческого цинизма, упоминается лишь как один из многочисленных населенных пунктов польской Силезии. А дальше — ни слова. Об увиденном молчали даже газеты армий и дивизий 1–го Украинского фронта, освобождавшего Освенцим. Почему? Об этом расскажет много лет спустя генерал Петренко, чья дивизия спасла от неминуемой гибели тысячи узников. Сразу же после того, как солдаты вошли в лагерь и увидели истощенных, обезумевших от мучений людей, было приказано молчать. Начала работу секретная комиссия.

Газета «Красная звезда», подшивки которой я сейчас листаю, опубликовала сообщение Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко–фашистских захватчиков и их сообщников «О чудовищных преступлениях германского правительства в Освенциме» только 8 мая 1945 года. О «комбинате смерти» было рассказано с мельчайшими подробностями. В расследовании была названа страшная цифра: «техническая экспертная комиссия установила, что за время существования Освенцимского лагеря немецкие палачи уничтожили в нем не менее 4 миллионов граждан СССР, Польши, Франции, Югославии, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Голландии, Бельгии и других стран». Цифра эта примерна — просто высчитана по мощностям крематорских печей.

Похоже, все, кто работал в государственной комиссии, сами долго не могли поверить в то, что все увиденное действительно правда. И рассказы измученных, полуживых людей — не бред воспаленной фантазии. Старая подшивка «Красной звезды» тому подтверждение. Центральная газета Наркомата обороны — зеркало войны — молчит об Освенциме. За это время лишь одна статья — военного корреспондента «Огонька» Татьяны Окс (в будущем — драматурга Т.Сытиной) о подвиге русской женщины, спасавшей в лагере детей, чьи матери умерли у них на глазах, — очень осторожно намекает, что дело происходило в очень крупном концлагере с особо жестокими — немыслимыми — условиями содержания.

Освенцим освобождала 60–я армия 1–го Украинского фронта. К сожалению, по данным сотрудников Музея истории Великой Отечественной войны и ветеранских организаций Беларуси, очевидцев–освободителей уже нет в живых. В позапрошлом году умер генерал Петренко — один из последних участников освобождения Освенцима. Незадолго до смерти он выпустил книгу «До и после Освенцима», в которой честно признался, что даже для него — фронтовика, прошедшего всю войну, — освобождение страшнейшего в истории человечества лагеря смерти стало моментом истины. Моментом, после которого жизнь уже не могла быть такой, как прежде.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter