По ту сторону двора,

или Почему между хозяйственными постройками в деревне Хотилы поселилось “луковое горе”, от которого плачут обе соседкиНе зря говорится: худой мир лучше доброй ссоры. Главный принцип всякого добрососедства основан на двух христианских заповедях — люби ближнего твоего, как самого себя, и не пожелай ничего, что принадлежит ближнему твоему. Нарушив одну из этих заповедей, мы обрекаем себя на долгие мытарства, а не умея уступать друг другу, становимся заложниками собственного эгоизма.

Обида
“Пишет вам пенсионерка Могильницкая Галина Федоровна, проживающая в деревне Хотилы Поставского района. Не знаю, где мне найти справедливость. Я ветеран труда, всю жизнь отработала дояркой, без выходных и праздников, потеряла здоровье. Муж мой работал трактористом, теперь тоже на пенсии. Проживаем в приватизированной квартире. Около нашего дома мы разработали участочек земли — одну сотку — и пользовались им уже 20 лет. Основной наш участок находится за пределами деревни. На этом кусочке земли я выращиваю овощи, которые летом могут понадобиться в любую минуту. И сейчас там растут зимний чеснок и лук.
2 декабря нам пришло извещение из Яревского сельского Совета о том, наш участок отдан под дорогу гражданину Курто Лёнгину Моисеевичу, который проживает на соседней улице. Ему понадобился проезд для того, чтобы вывозить навоз. Свой приусадебный участок Курто занял различными постройками и техникой. Пусть уберет хоть часть этого и возит через свой двор. Нас обидело, что решение исполком принимал без нашего согласия. Нас никто не пригласил на заседание исполкома. Потому что мы старые, уже никому не нужные люди. Неужели за столько лет труда в колхозе мы не заслужили маленький огородик около дома?”
По букве закона
С председателем Яревского сельсовета Чеславой Вилейто и начальником землеустроительной службы Поставского района Дмитрием Аксючицем едем в Хотилы, они оба знают — земельные споры лучше разбирать на месте, поэтому выезжали сюда не раз. С точки зрения закона никакого земельного спора здесь нет — по закону земля эта является территорией общего пользования и участок, за который так ратует автор письма, никогда никому не отводился под огород. Галина Федоровна в свое время его заняла сама. Впрочем, как и все остальные соседи. Получается, огородики де-факто есть, а де-юре — их нет.
— Двухэтажные жилые дома, рассчитанные на несколько жильцов, строили на селе еще в брежневские времена, — говорит Дмитрий Аксючиц. — Сейчас многие из них пустуют, потому что сараи и огороды рядом не планировали. Людям приходилось самим что-то достраивать, осваивать, чтобы держать скот, выращивать зелень. Это теперь по правилам коттеджной застройки каждый владелец дома имеет рядом участок, а также два подъезда к дому: с парадной стороны и с тыльной части двора.
— Решение об определении проезда к хозяйственным постройкам через придомовую территорию многоквартирного дома № 1 принято на законных основаниях, так как сельский исполком не имеет другой возможности удовлетворить законное требование владельца усадьбы по улице Молодежной, — говорит первый заместитель председателя Поставского райисполкома Петр Курто. Петр Леонидович знает о ситуации в Хотилах не понаслышке. Сам много лет назад работал в том хозяйстве, хорошо знает людей, оказавшихся в эпицентре бытового спора.
В райисполкоме встали на позицию закона и из соображений целесообразности предложили Галине Федоровне другой участок земли под грядки тут же, рядом с домом. Пообещали даже привезти на него большой слой чернозема.
Агрогородок — это порядок
Зачем владельцам усадьбы по улице Молодежной Ленгину и Ольге Курто вдруг понадобился подъезд к их хозяйственным постройкам с тыльной стороны двора? Хозяева они крепкие, держат двух коров, свиней, так что, действительно, весь двор по периметру застроен хозяйственными помещениями. Тут и баня, и мельница. А участок выделен еще 20 лет назад — всего 10 соток. Конечно, развернуться трудолюбивым крестьянам на нем негде. Многие годы они вывозили навоз на тележке через двор и складировали на поле напротив дома. Там у них тоже был свой огород. Но в этом году в Хотилах начинает строиться агрогородок. На том поле по генплану решено возводить коттеджи. И Курто задумались: куда же им навоз складировать? Хорошо бы за сараем, да только там соседские огородики...
— Мы не могли не поддержать людей, которые сдают государству по три ведра молока в день, — говорит Чеслава Вилейто. — В прошлом году Ольга Васильевна Курто сдала более 6 тонн молока.
Председатель Поставского районного Совета депутатов Виктор Орехов тоже считает, что частные подсобные хозяйства нужно поддерживать, ведь многие на селе отказываются держать корову.
Неужели Галине Федоровне так трудно уступить своим соседям, с которыми она когда-то дружила?
Соседи  Могильницких и Курто пока не видят выхода из создавшейся ситуации. Получается, все их сараи, огороды существуют на птичьих правах. Но разве это их вина, что в свое время строительство на селе велось так пренебрежительно в отношении людей? Вот жильцы второго четырехквартирного дома свои грядки вообще разбили на дворовой территории. Сосед Могильницкой, Алексей Харитонович Рябухин, человек рассудительный, депутат сельского Совета, даже пасеку рядом с домом поставил. И претензии к нему вряд ли кто-то будет иметь: на его участке порядок, нет никакого хлама. Чего не скажешь о других.
Похоже, о благоустройстве дворовых территорий и мест, где ютятся хозяйственные постройки, в Хотилах пока не задумывались. Достаточно пройти от дома, где проживает автор письма, полсотни метров в глубь двора, как на память придут и гоголевский герой Плюшкин, и есенинские строки “потонула деревня в ухабинах...”
Бабушка тянет тележку с дровами, во дворе под навесом разводит огонь и готовит корм для поросенка. Всю жизнь прожив в деревне, она не знает иной привычки, как позаботиться о домашней живности, вскопать по весне грядку. Привычка для пожилых людей сильнее нового веяния сносить ветхие заборы и строения. Пока в Хотилах не готовы разбирать малопригодные строения, и коммунальный порядок каждый понимает по-своему. И все-таки наводить порядок там, где его нет, придется. По-иному в агрогородке нельзя.
Старики ценят заботу
Если бы к Галине Федоровне еще до появления решения Яревского сельисполкома № 11-87 “Об установлении проезда к сараю” отнеслись внимательнее, возможно, она и согласилась бы с изменениями. Но этого не произошло. Неслучайная в письме Могильницкой фраза: мы старые, уже никому не нужные люди...
Председатель сельсовета Чеслава Вилейто в своей должности не так давно, с подобными ситуациями еще не сталкивалась. И история с жалобой Могильницкой для нее — урок. Нужно было предвидеть недовольство пожилого человека. Да, можно соблюсти все буквы Закона “Об обращениях граждан”. Но как почувствовать дух закона? Удовлетворить запросы и одной, и второй стороны, не создавая предпосылок для рождения недовольства и жалоб?
Это и есть самое сложное в работе с людьми. Уметь слушать и понимать другого человека.

Светлана ДЕДИНКИНА, собственный корреспондент “НГ” по Витебской области
Тел. (8-0212) 21-89-00, e-mail: sveta-guk@tut.by.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter