По тонкому льну

Почему Ляховичский льнозавод все еще не ввел новую линию?

Модернизация Ляховичского льнозавода второй год продолжается без бизнес-плана

Подобно всей отрасли, Ляховичский льнозавод — под самым пристальным вниманием на всех уровнях. В сентябре прошлого года предприятие посещал председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон. Председатель Брестского облисполкома Константин Сумар лично распорядился завершить модернизацию в кратчайшие сроки. Однако нерешенные вопросы остаются здесь по сей день. Корреспондент «Р» побывал на заводе, чтобы узнать, почему новая линия еще не введена в строй, а производственный корпус только достраивается.

Сегодня на территории льнозавода царит привычное для строительной площадки оживление. Шумит техника, строители заканчивают работу. Кажется, возведение нового производственного корпуса на финишной прямой. Вот только выход на нее должен был случиться гораздо раньше.

Главный специалист КГК Брестской области Владимир Белоусов говорит, что новый производственный корпус Ляховичского льнозавода должны были ввести в строй еще в 2013 году. И если бы не оплошность руководства, новые цеха не потребовались бы в принципе. Но поскольку закупленное оборудование не подошло для старого здания ни по длине, ни по высоте, в инвестпроект пришлось заложить строительство дополнительного производственного корпуса.

Директор Ляховичского льнозавода Дмитрий Скакун объясняет затягивание сроков строительства неудобной для предприятия схемой выплаты процентов за пользование кредитом.

— На момент начала модернизации завод просто не мог их выплачивать, — излагает свою версию директор. — А это нужно было обязательно сразу после получения средств. Мы не платили проценты — нам не перечисляли деньги. Поэтому строительство так затянулось. Сейчас схема изменена: половину процентной ставки погасит бюджет области, вторую половину — правительство. Как видите, строительство укладывается в назначенные сроки. Губернатор поручил закончить возведение корпуса до 20 апреля, и мы сдадим его под монтаж оборудования.

На строительство новых цехов Банк развития направил 155 млрд. рублей. Еще 41,2 млрд. руб. Ляховичскому льнозаводу выделил Белагропромбанк — на покупку новой производственной линии бельгийского производства. За лето она пройдет тестирование, а уже в сентябре примет на переработку тресту нового урожая. Для полной загрузки мощностей новой линии необходимо 10 тысяч тонн качественной тресты. И если с помещением для производства льноволокна вопрос практически решен, то с сырьем все не так просто.

Директор Ляховичского льнозавода признается: в прошлом году расход тресты был выше запланированного уровня. Виной всему — недостаточно качественное сырье, которое поставляют сельхозорганизации области. И несмотря на полную загрузку старого оборудования — порядка 6 тысяч тонн, достичь среднего номера удалось только по длинному льноволокну.

При этом, рассказывает Дмитрий Скакун, из 2260 гектаров посевов льна 65 % Ляховичский льнозавод возделывает самостоятельно. Казалось бы, что может быть проще, чем самим позаботиться о будущем сырье. Но Владимир Белоусов подтверждает, что нарушения в сфере заготовки сырья действительно актуальны для всей Брестской области.

— Мы выявили, что и в Ляховичском, и в Барановичском районах, откуда льнозавод получает тресту, а также в Пружанском, Дрогичинском и Кобринском районах под лен не всегда выделяют пригодные участки земли. Повсеместный характер имеет несоблюдение объемов внесения минеральных удобрений, «хромают» подбор сортов и репродукция семян. Не везде соблюдаются сроки посева и уборки, — перечисляет недочеты специалист КГК.

В прошлом году процент подъема льнотресты в конце сентября составлял всего 48 %, в то время как Президент поручил закончить эти работы к 25 сентября. В свете такой «хозяйственности» совершенно не удивляет тот факт, что в Ляховичах так и не смогли выйти на средний по стране номер короткого льноволокна.

В связи с этим возникает еще один вопрос: если качественного сырья недостаточно и для старого оборудования, то чем же будет обеспечена полная загрузка новой производственной линии? А ведь это, ни много ни мало, 10 тысяч тонн тресты.

— В нынешнем году урожайность, по нашим прогнозам, составит 4 тонны с гектара, — подсчитывает Дмитрий Скакун. — Это позволит получить 8800 тонн тресты, еще 1200 у нас хранится с урожая прошлого года.

Заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Алексей Троцюк считает, что в нынешнем году качество тресты будет выше.

— Мы приняли к сведению замечания Комитета госконтроля и постараемся соблюсти каждый этап технологии выращивания льна, — говорит Алексей Деонисович. — Земель, возделывание которых не требует особых усилий, в Брестской области примерно 16 тысяч гектаров. Остальные нужно обрабатывать с учетом технологических нюансов, соблюдения которых требует лен.

Удастся ли Брестчине выйти на новые, более высокие показатели по льну в нынешнем году, покажет время. Как и то, насколько успешно окупится инвестпроект по модернизации Ляховичского льнозавода. Сделать это непросто еще и вот по какой причине: бизнес-план на предприятии не разработали ни к прошлому году, как было запланировано, ни к моменту нашего визита.

— Поскольку изменилась схема выплаты процентов за пользование кредитом, пришлось изменить и бизнес-план, — объясняет директор Дмитрий Скакун. — Его разработкой сейчас занимается организация «Агробизнесконсалт».

Но уже очевидно, что срок окупаемости проекта значительно увеличится. Ведь дополнительные 155 млрд. рублей на строительство нового корпуса для не самого рентабельного предприятия региона — ноша почти непосильная.

Несмотря на то, что завершается строительство, подготовка к возведению котельной и имеются средства, подход к модернизации Ляховичского льнозавода вызывает в КГК серьезные опасения. Покупка неподходящего по параметрам оборудования, неуверенность в полной загрузке новой линии качественным сырьем, отсутствие внятного бизнес-плана... И все это за несколько месяцев до сбора нового урожая. Оправдают ли себя хотя бы те шаги, что уже предприняты? Поживем — увидим. Но ясно одно: столь легкомысленное отношение дорого обходится госбюджету.

На снимке: строительство производственного корпуса для новой линии тянется с 2013 года.

Фото: Артем КИРЬЯНОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter