Ясную Поляну накрыли — Зимняя сказка Нееловой — Мастер крупного плана — «Своя колея» ближе к телу

По Таганке бродят янки

Ясную Поляну накрыли — Зимняя сказка Нееловой — Мастер крупного плана — «Своя колея» ближе к телу

Из соображений авантажности слушаю в последнее время только разумных людей. Про их житье–бытье, горести и минуты славы. Ищу вместе с ними хотя бы иллюзорные перспективы внутреннего роста, ограждаюсь как могу от внешнего хаоса. По зернышку клюю горькие семена житейской мудрости. Вот сыграла актриса Евгения Симонова жену писателя Льва Толстого Софью Андреевну в новой премьере Театра им. Маяковского «Русский роман», а мне, старику, — радость. И тут же актриса не преминула заглянуть на огонек программы «Главная роль». Пьесу «Русский роман» написал литовский драматург Марюс Ивашкявичюс, а поставил художественный руководитель театра Карбаускис.

Можно только завидовать мощи и напору интеллектуальной мысли литовцев. Берут и пишут. Пишут и ставят. Подумалось же им в один момент: не замахнуться ли нам на Льва, нашего, понимаете, Толстого? И замахнемся! Не отдадим страсти Ясной Поляны на откуп американцам. Может, кто–то помнит, что несколько лет назад выходил британский фильм о Толстом и его семье «Последнее воскресенье», вызвавший большие споры. В новом спектакле фантазии на темы «Анны Карениной» и реальные факты переплетены в тугой узелок. Самого Толстого на сцене нет, но все семейство в сборе. Присутствуют также Анна Каренина, ее супруг Каренин и Вронский. «Эта пьеса отличается поразительным многоголосием!» — восторгается Евгения Симонова. И я ей верю.

Люди театра часто поразительно словоохотливы. Только одни из года в год повторяют одни и те же байки, приукрашивая детали, а другие каждый раз открываются с новой стороны. Как, например, Марина Неелова находит новые слова, чтобы рассказать о пережитом опыте и встречах с интересными людьми, — загадка. Кажется, все темы исчерпаны и маски сорваны. Уже был и документальный фильм «Не спрашивайте меня о романах», и «Линия жизни», и «На ночь глядя», и четыре вечера монологов «Мечтая о себе другой». Как вдруг на уходящей неделе телеканал «Культура» зарядил новые серии документального цикла «Марина Неелова. Это было... Это есть», посвященного любимым режиссерам актрисы: Галине Волчек, Валерию Фокину, Римасу Туминасу. И опять смешно, озорно, остроумно. Как, скажем, наблюдение о том, что Галина Волчек всегда безупречно и со вкусом одевается, но в репетиционный период ходит в одном и том же наряде, наплевав на внешний вид. И всегда Борисовна искала пресловутые «новые формы»: уже в 1982 году спектакль «Спешите делать добро» начинался с того, что актеров гримировали прямо на сцене, монтировщики прибивали последние декорации, выносили магнитофон... Все действительно уже было.

А замирало ли ваше сердце, когда путь роскошному «Мерседесу», за рулем которого сидел красавец Ивар Калныньш, лихо перерезал замызганный «жигуленок» Виталия Соломина? Рыскали вы по осеннему болоту в поисках следов собаки Баскервилей? Вторгались нахально в тихую провинциальную жизнь семейства Сарафановых? Сигали из окна вместе с Подколесиным перед самой женитьбой? Тогда вам наверняка был интересен телеочерк «Дедукция крупным планом», посвященный памяти оператора Юрия Векслера. Именно он снял картины «Зимняя вишня», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Старший сын», «Женитьба» и многие другие.

Родители Юрия Векслера родом из Витебска. Детство будущий оператор провел в центре Петербурга. Знал всю феню, общался с хулиганами, постоянно изучал мировую живопись. Его отец — известный кинохудожник «Ленфильма» Адам Векслер, ученик Пэна и Малевича. С детства Юра болтался в цехах и павильонах «Ленфильма». Прошел все стадии профессии оператора. Потом мечтал о режиссуре, и рядом с чашкой чая на больничной тумбочке лежал сценарий Алексея Германа, но всем планам помешала болезнь. «Чего ему не хватило? — спрашивает зрителя его вдова актриса Светлана Крючкова. — Жизни!»

Эти слова, наверное, можно сказать и о Владимире Высоцком. Его снова вспомнили добрым словом в эти январские дни. Прошли документальный фильм «Я приду по ваши души», программа из цикла «Обратный отсчет» — «Владимир Высоцкий. Белорусские корни», традиционный концерт «Своя колея», где вручили премии фонда его имени. Как заметил один из критиков: надо было постараться на концерт, посвященный Высоцкому, не пригласить ни одного артиста из Театра на Таганке, где проходила съемка. Действительно, а зачем?

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 17 (24899). Пятница, 29 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter