Наш корреспондент прогулялся по прошлому и настоящему Гомеля

По «Свистку» на «Кавказ»

В названиях отражаются эпохи

Урбанизация и промышленная революция ХХ века полностью изменили облик наших городов. Вместе с ним меняются и теряются названия старых городских районов и даже рек, особенности ландшафта. Что-то забывается, что-то появляется. По прошлому и настоящему Гомеля прогулялся корреспондент «НГ»

Пристань и Киевский спуск в 1911 году.
nashkraj.info

Город оврагов

В Гомеле долгие годы была популярна история о происхождении названия города, придуманная экскурсоводами. В давние времена лодочники плыли впереди судна на лодке по реке Сож и проверяли шестом глубину фарватера. После оповещали капитана криками: «Го (значит глубоко)! Мель!» Историки выдвинули менее красивые, но более правдоподобные версии. Первая — Гомель от слова «гом» — холм, поселение на холме. Вторая непосредственно связанная с рекой Гомеюк — она протекала по одному из многочисленных гомельских оврагов (часть ее сохранена в виде Лебяжьего пруда). По одной из версий гомеюками назывались овраги и сам город вырос на холмах между ними. Причина такого ландшафта, источник некогда стремительных вод — огромный гидрообъект — Горелое болото, разрезанное на две части Любаво-Роменской железной дорогой, во второй половине ХІХ века. Две части болота даже сохранились на карте 110-летней давности. Постепенно их осушили. На бывших болотах воздвигли автовокзал, стадион «Локомотив» и десятки домов. Однако именно овраги остались отличительной частью городского ландшафта и получили интересные названия. Но только редкие из них дожили до наших дней. Один из таких старожилов — Киевский спуск в центральном парке. Здесь проходила дорога к пароходной пристани с бойкой торговлей в киевском направлении. Историческое название пережило расцвет местного судоходства. А вот соседний Гомеюк превратился в Лебяжий пруд и Кагальный ров. Сегодня остался только пруд. Ров почти засыпали, построили на его месте завод и административные здания. Ильинский спуск, возле Ильинской церкви, сберег имя и частично форму оврага. Боярский спуск стал Белецким.

Киевский спуск.

Эколог и краевед Дмитрий Янков восстанавливает названия природных городских объектов, которые еще существуют на карте, но потеряли в бесконечном беге времени свои имена:

— В Гомеле мелиорация проводилась до и после Великой Отечественной войны. Посмотрите на трубы, по которым происходит сброс ливневых вод в Сож и озеро Дедно, они расположены рядом со старыми оврагами — руслами былых ручьев и рек. Ручьи, питавшие потоки, стали частью ливневки. Например, в озеро Дедно, что значит «дед» (старое русло или старое поселение), впадает река Девка, она уже давно утратила название и воспринимается местными жителями как простой канал. Сейчас этот канал является естественной западной границей микрорайона Мельников Луг. При должном благоустройстве он мог бы войти в рекреационный пояс микрорайона — кольцо озелененной территории общего пользования, окруженный озерами — Дедно, Обкомовским, Волотовским, Бобрихой, Волотовской протокой и рекой Девка.
Река Девка.

Война стерла исторические районы

«Забег», «Свисток», «Америка», «Кавказ» — это широко использовавшиеся названия гомельских районов, существовавших вплоть до Великой Оте­чественной войны. «Свисток» был одним из благоустроенных кварталов Гомеля (в районе современных улиц Пушкина и Садовой). Здесь селились офицеры, чиновники, правоохранители, которые и повлияли на название. Буквально рядом ютился бедный «Кавказ» (овраг сохранился до сих пор), дальше на север простирался «Забег». «Америка» растянулась вдоль современной улицы Интернациональной, она была районом кузнецов, мастерских, небольших заводов. Здесь был новый промышленный, предпринимательский уклад жизни, как в Америке. 

К, сожалению, все эти колоритные названия остались только в исторических книгах. Из далекого прошлого на слуху лишь «Монастырек» и «Залинья». Первый микрорайон скорее всего имеет отношение к каким-то староверским скитам. Там действительно компактно проживали старообрядцы. «Залинья» появилась после строительства железной дороги, за которой возводили свои новые дома железнодорожники. Селились за линией. Надо понимать, что это были не административные, а народные деления. На сохранение исторической памяти сильно повлияли трагические события ХХ века, уверена директор «Музея истории города Гомеля» Юлия Купреева:

— Название городских рай­онов меняются постоянно в связи с развитием населенных пунктов. Если говорить о ХХ веке, то произошло коренное кровавое изменение государственного строя, затем индустриализация, тот же завод «Гомсельмаш» — оказался сердцем будущего Железнодорожного района. Во время войны Гомель был очень сильно разрушен, поэтому отстраивался по новым планам, рождались другие названия. Но самое главное — погибло или было эвакуировано огромное количество довоенного населения, а с ним и людская память.

Зачем копаться в прошлом?

То, что люди постоянно меняют названия мест в окружающем их мире, наверное, часть человеческого развития. Даже реки, горы и города с трудом сохраняют свои первичные имена, а улицы, районы, парки переименовываются постоянно. Иногда это даже не связано с изменением границ государств или идеологий. Например, простое расширение ареала человеческого существования ведет к переменам. Была под Гомелем деревня Титенки, построили завод по производству сельхозмашин, теперь это Сельмашевский микрорайон. На заливном Мельниковом Лугу (что принадлежал управляющему князя Паскевича — Мельникову), где паслись лошади и коровы, на насыпных территориях за последние четверть века выросли многочисленные кварталы новостроек. Название осталось, суть стала другой. 

Впрочем, историческое наследие имеет не только очень важный образовательный компонент, но в наши дни и коммерческий фактор. Древнее название — это своего рода бренд, потому что оно продает (рассказывает) историю этого места. Ведь именно за историями ездит человек. В 2019 году Беларусь посетило около 5 миллионов туристов. Число безвизовых гостей увеличилось за год в 2 раза! Страны — лидеры по числу посещений: Россия, Литва, Польша, Латвия, Украина, Германия, Китай, Испания, Эстония, Великобритания. Не надо забывать и про внутренний туризм, многие белорусы, особенно в условиях непростой эпидемиологической ситуации, выбирают для отдыха местные маршруты. Важно, чем они наполнены? 

Мне кажется, любому туристу намного интереснее гулять по «Свистку», «Америке», «Кавказу», спускаться в русло древнего Гомеюка, чем просто есть мороженое на похожих друг на друга улочках. За нашу богатую историю готовы платить, если ее красиво рассказать и показать. 

galkovsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter