По ступеням роста

уверенно шагает коллектив Белорусского цементного заводаКогда на вопрос о месте работы в Костюковичах отвечают, что трудятся на ПРУП “Белорусский цементный завод”, к таким людям относятся с уважением и определенной завистью. Первое чувство объясняется тем, что это предприятие с самого начала функционирования стало градо- и бюджетообразующим. Поэтому многое, что сделано в городе и районе, стало возможным благодаря коллективу цементников. Легкая же зависть оттого, что здесь стабильная и высокая заработная плата. В минувшем году, например, она составила в среднем по предприятию 1 млн 118,6 тысячи рублей. И темп ее роста в сравнении с годом предшествующим — 30 процентов. Примерно на столько же она увеличивалась ежегодно. Немало у цементников и других производственных и прочих достижений. В цехах предприятия трудятся старательные, умелые, добросовестные люди. О них и об их делах наш рассказ.
С опережением заданий

В минувшем году БЦЗ занимался не только производством “хлеба” стройиндустрии, но и монтажом  второй печи обжига, которую рабочие предприятия демонтировали, перевезли из брестской Березы, смонтировали у себя, успев получить продукцию. После такой технической операции производственная мощность завода увеличилась на 200 тысяч тонн цемента в год. А объем производства составил 1040 тысяч тонн, что более чем на 11 процентов выше предыдущего. В сопоставимых ценах прибавка получилась в 21 процент. И этот показатель, установленный министерским заданием, был перевыполнен. Кроме того, Климовичский цех предприятия по выпуску извести отправил потребителям почти 102 тысячи тонн этого строительного компонента.
Поскольку потребление цемента связано с сезонностью (интенсивность строительства, как известно, в зимний период уменьшается), то в заводских силосах-накопителях сейчас хранится определенный запас продукции. На начало года нынешнего он составлял пятую часть месячного объема производства. Но в прошедшем сезоне завод осуществлял поставки только по принципу предоплаты, поэтому потребители соизмеряли свои финансовые возможности с закупкой цемента.
Успешно справились цементники с таким важнейшим производственным показателем, как выпуск товаров народного потребления. Их произведено более чем на 25 миллиардов рублей.
Внушительна и чистая прибыль, полученная предприятием. Она составляет 46,7 миллиарда рублей. Однако с учетом обширных планов дальнейшего производственного и социального развития на него будет истрачено значительно больше. А это значит, что нынче предстоит трудиться еще продуктивнее и напряженнее.

Василий РОМАНЕНКО,заместитель генерального директора по капитальному строительству:

“Строить – значит развиваться”

– Производственные мощности нашего завода используются почти полностью. Профилактические ремонты нужны любому, даже самому надежному оборудованию. А тут случаются и непредвиденные кратковременные остановки. Эти обстоятельства и не дают возможности достичь стопроцентной загрузки. Одновременно из двух работающих печей большего не выжать. И в то же время стране нужно много цемента. Поэтому и поставлена задача увеличивать его производство. Для ее выполнения иного пути нет, кроме как создавать новые производственные мощности, т. е. строить еще одну технологическую линию. Она и станет главной стройкой ближайших двух лет. И дело не только в объемах строительных работ. Вторая очередь возводится совместно с одной из китайских компаний. Несмотря на то что подготовительные работы к началу основной стройки уже идут, согласование с партнерами из Китая технологической схемы второй линии проходит трудно. Сначала сошлись на одном решении. Теперь откуда-то появляется совершенно иное. И вот такие колебания могут отодвинуть сроки ввода второй очереди в строй. А она должна внести существенные изменения в технологию уже действующих двух печей, потому что в них в качестве энергоносителя природный газ заменяется на каменный уголь. Также в качестве дополнительного топлива используем изношенные шины.
Конструктивные изменения намечаются и в цехе извести в Климовичах. Здесь появится технологическая линия помола, за счет пристройки уже расширен административно-бытовой корпус.
С появлением у предприятия аграрного цеха значительные силы строителей были перенаправлены в соседние деревни. В минувшем году в Низьках введена в строй молочнотоварная ферма на 600 коров, на которой одновременно будет выращиваться ремонтный молодняк для пополнения дойного стада. Здесь же, уже в текущем году, закончен склад для фуражного зерна. А нынче сдадим второй пусковой комплекс на той же ферме и такой же вместимостью. На все это потребовалось 3,5 миллиарда рублей.
Наряду с производственной сферой занимаемся строительством и социальных объектов. Уже ремонтируем административно-бытовой корпус дочернего предприятия “Цемстройремонт”, собираемся подготовить помещение для музея завода, а также ввести 60-квартирный дом ЖСК в микрорайоне Молодежный.

Машинист мельницы

Так сейчас называется рабочая профессия Николая Ивановича Чеверды. И не потому, чтобы придать ей солидности. Когда видишь агрегат,  которым ему приходится управлять, тем более что таковых под опекой Чеверды два, язык просто не поворачивается назвать его мельником. Две огромные металлические махины, подобно молохам, вращаются, перемалывая в цементную пыль фракции клинкера. Да и функции обычного “хлебного” мельника в сравнении с теми, что выполняет “цементный”, абсолютно разные.
Смена Николая Ивановича длится полсуток. За нее выдается на-гора 850—900 тонн цемента. Сейчас на заводе монтируется новый роллер-пресс, который позволит подавать в мельницы клинкер более мелких фракций. И тогда производительность возрастет до 1000 тонн.
К своей нынешней профессии Чеверда шел довольно спешно и уверенно. За десяток лет, которые проработал на предприятии, сначала был бункеровщиком (заполнял сырьем бункер), потом стал помощником машиниста мельницы. Но через год его учитель и первый “начальник” ушел на пенсию, и все дело доверили ему. И, что удивительно, в помощники дали... женщину, с которой и сейчас они работают вместе.
— С Анной Викторовной Василекиной даже в разведку идти можно, — говорит машинист. — Ведь в нашей профессии главное — внимательно следить за приборами и автоматикой, которые выдают производственное здоровье агрегатов. Проморгаешь — мельница “замелется”, придется останавливаться, вычищать.
Правда, потом Николай Иванович признается, что и он, и его помощница работу своих агрегатов привыкли слушать. И по звуку определяют, в каком режиме они работают. Это надежнее всякой автоматики. После такого признания подумалось, что настоящий профессионализм иным быть не может.

Удержать рынок

Из книг и кинофильмов нынче многие знают, что в прежние времена бизнес-партнеры договаривались о своих деловых отношениях, ударив по рукам. Не оформляли никаких письменных обязательств, не составляли договоров и протоколов. А не сдержал слово — получил пятно недоверия на всю жизнь. И это было пострашнее, чем судебный иск.
Теперь времена иные. Бухгалтерии, отчетности, бюрократии столько, что каждый шаг приходится письменно оговаривать, каждое условие обосновывать. И занимается всем этим специальный договорной отдел, возглавляет который юрист Галина Ковурова.
— В минувшем году работать было проще, потому что все договорные расчеты с нашими потребителями строились по принципу предоплаты, — рассказывает Галина Владимировна. — Деньги перечислены — завод отпустил цемент. А нынешние экономические трудности уже дают о себе знать. Со своей стороны, потребители выгадывают для себя разные послабления в порядок расчетов, поскольку в условиях мировой экономической  напряженности каждую копейку считают. Нам же, хочешь не хочешь, а приходится идти на уступки, чтобы, во-первых, не потерять рынок, а во-вторых, все-таки реализовать свою продукцию. Ведь сейчас работать на склад равносильно экономическому самоубийству.
Объем работы, который выполняет отдел, велик, даже несмотря на то что по договорам экспорта ему помогает отдел внешнеэкономических связей. Однако пришедшие в договорной молодые силы, — а это выпускница академии МВД Людмила Малаховская и дипломник института правоведения Семен Жмейдо, — вместе с более опытными коллегами Тамарой Ясенко и Викторией Кобелевой, инженерами по договорной работе и по закупкам, успешно справляются с ним. И не зря администрация предприятия отмечает это подразделение в числе лучших.

В поисках утраченного

Именно так может охарактеризовать появление своей семьи на Белорусском цементном заместитель начальника цеха обжига Ярослав Василишин. С распадом Союза быстро стало падать и производство цемента на карагандинском заводе. А через четыре года предприятие практически перестало существовать. Ярославу Михайловичу, родившемуся в Казахстане и учившемуся тут в школе, потом в техникуме, как главе семейства надо было думать, как жить дальше. Устроился было на металлургический завод. Но тут приехали “купцы” из Беларуси, предложили работу по профессии, пообещали жилье. И решила семья сняться с насиженного места, податься в неведомые доселе края.
Правда, тогда такое решение приняли сразу полтора десятка семей казахских цементников. Поэтому Василишины переезжали не одни. А когда белорусы все обещания выполнили, когда поняли, что жизнь наладилась без особых издержек, то сейчас о том времени разброда и шатаний вспоминают с усмешкой.
— Кадры цементников из Казахстана в конце девяностых много помогли заводу в его становлении, налаживании производства и выходе на проектную мощность, — рассказывает Ярослав Михайлович. — Я долгое время работал машинистом печи обжига. Жена командует сантехлабораторией. Младший сын Дмитрий — газоэлектросварщик. Недавно предложили перейти на “командную” должность. Не шибко к ней стремился. Но если надо, значит, надо. И ответственности прибавилось.
Заметим, приехавшие в тот период казахстанцы практически все прижились на предприятии, обосновались прочно, пустили корни. И считают, что здесь даже лучше, чем на прежнем месте.

Цемент и молоко


Профильность Белорусского цементного, казалось, далека от сельхозпроизводства. Но когда завод подставил плечо нескольким отстающим колхозам, организовав СП “Цемагро” и сделав его своим аграрным цехом, совсем по-иному пошли дела в близлежащих деревнях.
Заместитель генерального директора по производству сельхозпродукции Григорий Чепиков оказался в отпуске (в какое же еще время отдыхать главному аграрнику), поэтому “отдуваться” пришлось заместителю генерального по механизации Николаю Боханову и главному зоотехнику Дмитрию Малашенко. И вот что они рассказали.
Минувший год СП “Цемагро” закончило со значительным ростом производства всех видов продукции. Удалось уйти от минусовой рентабельности и получить 167 миллионов рублей чистой прибыли. Среди сельхозпредприятий Костюковичского района агроцех БЦЗ прочно обосновался на второй позиции, совсем немного уступая СПК “Парижская коммуна”. Однако Дмитрий Малашенко уверен, что в нынешнем году обойдет и его. Уверенность в этом дают и темпы роста, и экономическая тенденция. А еще — люди, которые стали получать приличные зарплаты и соответственно лучше трудиться. Скажем, в минувшем году средний заработок вырос более чем на 110 тысяч рублей и составил без малого 800 тысяч.
Реконструкция прежних животноводческих помещений, строительство новых позволили особенно интенсивно развивать животноводство. Сейчас “Цемагро”  сдает государству третью часть всего молока, поступающего от хозяйств района, а ежедневно — 9,5 тонны. Причем в минувшем году 97 процентов его принято высшим сортом. Однако в декабре сортность молока вдруг стала стремительно понижаться. И это при том, что в агроцехе есть своя сертифицированная лаборатория, которая постоянно следит за этим параметром, но не находит причин его снижения.
— Дело в том, что без “штукарств” молокоприемщиков тут не обходится, — считает  Николай Боханов. — Костюковичский молокоприемный пункт ОАО “Бабушкина крынка” анализы нашей лаборатории в расчет не берет, а определяет сорт, сливая в одну цистерну молоко из разных хозяйств, поскольку забирает его у нас в несколько приемов, вот такого “обобществленного” продукта. И никаких возражений не принимает. “Цемагро” же от этого в минувшем году потеряло 260 миллионов рублей.
Надо полагать, недоразумение разрешится. Ведь оно бьет не только по кассе агроцеха, но и по карманам его лучших тружеников. А в их числе называют операторов доения Людмилу Артеменко и Оксану Кириллову. Не отстают и животноводы, занятые откормом крупного рогатого скота и свиней. Ферма деревни Негино под руководством бригадира Елены Давыденко добивается килограммовых среднесуточных привесов телят. На ферме в деревне Волоськовня, где проходит заключительный этап откорма, 630 животных досматривают всего четыре человека под руководством бригадира Надежды Василевской. И скот сдается самыми высокими кондициями.
В минувшем году было произведено 162 тонны свинины, что на 15,4 тонны больше прежнего. И в этом результате заслуга забычанских животноводов Натальи Осиповой, Валентины Новиковой и их бригадира Ларисы Егоренко.
— Увеличив поголовье крупного рогатого скота на откорме почти на полтысячи, — заключает Дмитрий Малашенко, — нынче мы вправе рассчитывать на еще больший успех.

Два увлечения

Людмила Павловна Бордовская признается, что в жизни делала два любимых дела: как педагог по образованию, воспитывала детишек, а как просто увлеченный человек, выращивала цветы. Одно время у нее в цветниках росло 140 сортов гладиолусов. Поэтому, когда заведующая детским садиком ( у нее и садик носил “цветочное” название — “Пралеска”), выработав педагогический стаж, пришла на БЦЗ старшим мастером по озеленению и хозяйственным работам, никто и не удивился. Удивляться стали после, когда заводская территория быстро приобрела вид цветочного оазиса.
— На производстве свои законы, — рассказывает Людмила Павловна. — Одной увлеченности и энтузиазма тут мало. Идей-то родилось с избытком. Но без поддержки нашего генерального директора Владимира Алексеевича Киселева они так и остались бы благими намерениями. А тут по территории возле административного здания проложили систему полива, обустроили клумбы непрерывного цветения с высадкой цветочной рассады различной поры цветения, посеяли газоны.
Наведя красоту и зная бережливые подходы директора ко всему, Бордовская тоже начала считать денежки. А когда убедила всех своими расчетами, то на дальнейшее развитие только в минувшем году получила более 18 миллионов рублей. Трудно поверить, что эти тюльпаны-бархатцы на такую сумму могли окупиться. Но к концу года получилось, что цветочной рассады из небольшой теплицы в 24 квадратных метра площадью получено столько, что ее стоимость в разы превышает ассигнования. 23 тысяч растений достаточно не только для “внутреннего” потребления. А каждое стоит от 800 до 2000 тысяч рублей. Как видим, арифметика простая.
Однако клумбы не просто засаживаются цветами. Людмила Павловна постоянно знакомится со специальной литературой по ландшафтному дизайну, самое интересное перенимает и старается внедрить у себя на заводе. Поэтому так оригинальны ее композиции. А устраивать их есть из чего. В теплице выращивается более 60 видов летних цветов, 20 сортов тюльпанов, гиацинты, крокусы. Весной заполыхает различными красками цветник луковичных в 18 квадратных метров.
Казалось бы, чего более. Но неугомонная Бордовская считает, что пора серьезно задуматься о качестве зеленого дизайна. И тут у нее есть мечта: побывать на Всемирной выставке “Флорида”, которая проводится раз в 12 лет. Вот там богатство красок и цветов собрано со всего света. И найдется, что перенять. А победа в областном конкурсе озеленителей, которой удалось добиться в минувшем году, — только ступень к совершенству.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter