По студенческим законам

Останутся ли доступными студенческие билеты после вступления в силу нового Закона “О высшем образовании”? Что станет с негосударственными вузами, если право назначать их ректоров перейдет к министру образования? Можно ли получить диплом, не обременяя себя знаниями?

На эти и другие вопросы отвечает председатель Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Владимир ЗДАНОВИЧ.
— В процессе обсуждения законопроекта “О высшем образовании” самые жаркие споры разгорелись вокруг того, какой быть системе высшего образования. Одни видели ее созданной по западному образцу, другие — особенно люди старшего возраста — настаивали на необходимости вспомнить советскую систему образования и вернуться к ней. Студентам важно, чтобы там были обозначены одни нормы, преподавателям — другие, государственным вузам видится одно, частным — иное, представители иностранных вузов хотят более благоприятных условий для своей деятельности, наши вузы видят в их присутствии конкуренцию. Все мнения надо было учесть.
Мы считаем, что смогли это сделать. За основу белорусской модели высшего образования взяли советский опыт. Глава государства сказал четко: давайте подумаем, для чего нам надо высшее образование? Ответ ясен: для нас, белорусов, нашего государства. Из этого убеждения мы исходили. Одно-
временно присмотрелись к лучшим зарубежным образовательным моделям и кое-что позаимствовали.
— Сохранится ли доступность нашего образования, или родителям сегодняшних школьников лучше собирать деньги прямо теперь?
— Нам было бы стыдно, если бы мы не сохранили это величайшее завоевание советской системы. Любой человек, стремящийся к учебе и обладающий способностями, должен получать образование за бюджетные средства. Иначе мы потеряем современных Ломоносовых и Лобачевских, которые рождаются в небогатых деревенских семьях.
Планы Министерства образования по набору на бюджетную форму обучения в вузы в ближайшие годы остаются на уровне 30—31 тысячи студентов. Мы не можем ограничивать и платную форму обучения.
— На 2012 год приходится демографическая яма: школы выпустят 60 тысяч молодых людей, тогда как на все формы обучения в вузы принимается около 90 тысяч студентов...
— Это не означает, что абитуриентов на всех не хватит. По планам Совета Министров, приток иностранных студентов в ближайшие годы будет увеличен в десять раз. Люди, которые не поступили в прошлые годы, тоже будут участвовать в конкурсе, как и выпускники учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. Ну, а если отдельные, не востребованные к тому времени страной специальности прикроются, я в этом беды не вижу. Вместо них откроются востребованные.
— Кстати, об иностранных студентах, которые к нам пока не очень едут. Что, новый закон сделает нашу систему образования более привлекательной?
— Он усилит требования к качеству высшего образования. А молодых иностранных граждан привлекают три обстоятельства: спокойная обстановка, качественное образование и недорогая жизнь. В Беларуси спокойно и тихо, иностранцы не жалуются на притеснения, жизнь у нас, по их меркам, недорогая, а качество образования хорошее, особенно в области техники, программирования. Так что поедут.
В законе закрепляется принятая в Европе двухступенчатая система высшего образования. Только на Западе бакалавры и магистры, а у нас — специалисты и магистры. В связи с этим возникла юридическая тонкость: некоторые иностранцы хотят получить диплом бакалавра, а у нас такого диплома нет. Но есть процедура нострификации, то есть признания или установления эквивалентности документов. В белорусском дипломе будет делаться запись, что он соответствует диплому бакалавра.
— Но некоторые наши учебные заведения готовили бакалавров!
— Несколько лет назад в Беларуси были бакалавры двух видов: одни учились в БГПУ имени М.Танка, другие через дорогу — в БГУ. Педагогом-бакалавром считался выпускник, окончивший вуз на “пятерки” и прослушавший дополнительный курс. На первом рабочем месте ему сразу присваивалась вторая категория и шла доплата к зарплате. Бакалавр БГУ расценивался как немного недоученный студент, обладавший только теоретическими знаниями. Мы поставили точку в этом споре и теперь будем выдавать дипломы о высшем образовании специалиста, как и было в советское время, после четырех- или пятилетнего срока обучения. Желающие пойти в науку будут оканчивать магистратуру: диплом магистра дает право на поступление в аспирантуру.
— Какая судьба ждет негосударственные вузы?
— Как работали, так и будут работать. Почему из назначения ректоров негосударственных вузов министром образования делают такую серьезную проблему? Страшно, что если ректора назначит министр, то вуз сразу исчезнет?
В истории нашего образования был период эйфории, когда в стране работало до 20 частных вузов. Было, учредитель назначал ректором непроверенного, даже недостаточно образованного человека, который вдруг растворялся со студенческими деньгами. Государству приходилось заниматься распределением обманутых студентов по другим вузам. Теперь, если назначенный министром образования ректор себя скомпрометирует, мы предъявим претензии министру. Но если человек успешно справляется с должностью ректора частного вуза, кто его менять будет?!
В частных вузах учится около
57 тысяч студентов. Может быть, набор в текущем и последующем годах немного сократится, потому что эти вузы обучают по, будем так говорить, прибыльным специальностям — правоведению, экономике. Чтобы обучать студентов, достаточно купить доску, поставить компьютер и усадить преподавателя.
— Будет ли новый закон стимулировать открытие новых специальностей, в том числе затратных?
— По закону государство будет выделять бюджетные средства на подготовку необходимых специалистов только государственным вузам, учитывая их базу, чтобы сократить затраты. Иногда бывает выгоднее подготовить студентов за пределами страны, это известно еще с Петровских времен.
— Возможно ли в частном вузе не учиться, а только перечислять деньги и ждать диплома?
 — У нас есть департамент по контролю качества знаний при Министерстве образования. Через два года после открытия специальности проводится ее аккредитация, затем аттестация, то есть осуществляется тщательная проверка знаний студентов. Есть и другая, не менее серьезная служба — Комитет государственного контроля. На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.
Я считаю, что из года в год качество подготовки законов об образовании улучшается. Мы сейчас, как говорят в театре, выходим на  постановку “Гамлета” — на Кодекс об образовании.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter