По страницам «Спецназа»: как воспитать настоящих воинов и патриотов?

Заботиться о детях заложено в человеческой природе. Люди всегда думали о судьбе тех, кто придет им на смену. Стремились вложить в них свои накопленные за годы знания, обучить ремеслам, которые помогли бы им выжить, подготовить воинов, способных защитить свой народ.


Таких примеров тысячи. Самый известный, дошедший до нас из античной эпохи, вероятно, древнегреческая Спарта, где с 7-летнего возраста отбирали мальчиков и отправляли в специальные военные лагеря.

Много позднее, в 1907 году, британский генерал Роберт Баден-Пауэлл основал военизированное скаутское движение.

В Российской империи примерно в это же время появилось спортивно-гимнастическое общество «Сокол», а потом и его производные – сокольские общества.

С 1908 года по указу императора Николая II в деревнях было организовано обучение школьников строю и гимнастике запасными и отставными унтер-офицерами «за малую плату». А чуть позже создана «потешная рота» или класс военного строя и гимнастики для детей 8−14 лет.

С 1918 года, согласно Декрету ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству», введена допризывная подготовка для учащихся 15−17 лет, открыты учебные пункты.

С 1967 года старшеклассники советских школ стали обучаться предмету «начальная военная подготовка».

Также к сфере НВП относится деятельность ДОСААФ, а с 1970-х годов и работа военно-патриотических клубов. Расцвет их деятельности пришелся на вторую половину 1980-х, когда из Афганистана стали возвращаться офицеры и солдаты. Для них война «за речкой» сделала очевидными многочисленные недостатки в системе допризывной подготовки советской молодежи. Ведомые чувством долга «афганцы», без каких-либо указаний «сверху» заложили фундамент уникальной системы военно-патриотического воспитания, в основу которой легли любовь к Родине, армии, передовые на тот момент армейские методики и боевой опыт.

К слову, именно эту систему взяли за образец многие государства, в том числе западноевропейские, заимствовавшие в тот период многое из советского опыта решения проблем военно-патриотического воспитания молодежи и подготовке юношей к военной службе.

Опыт зарубежья

Израиль. В этом ближневосточном государстве допризывная подготовка школьников начинается с 13 лет и проходит в юношеской военизированной организации ГАДНА (в переводе с иврита − «Молодежные батальоны»).

Руководство ГАДНА осуществляется кадровыми офицерами ЦАХАЛ, координирующими процесс обучения с Министерством просвещения. Каждый год ученики старших классов отправляются на двухнедельные сборы в военных лагерях. На сборах они находятся в подчинении офицеров и сержантов. С ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке. По окончании сборов каждый старшеклассник на аттестации получает от экспертов заключение об уровне подготовки и решение по выбору военно-учетной специальности.

Великобритания. Министерство обороны  осуществляет ряд социальных и обучающих программ, направленных на привлечение молодежи к контрактной армейской службе. Основным элементом среди них являются так называемые силы кадетов (Cadet Force), в которые вовлечены свыше 100 000 молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет. Подобные формирования делятся на школьные (около 250) и внешкольные.

Германия. В министерстве обороны Германии в составе службы по связям с общественностью имеются югендофицеры (то есть офицеры по работе с молодежью), которые посещают школы и высшие учебные заведения для разъяснения школьникам и студентам основ внешней и оборонной политики Германии, международной ситуации. Они также организуют дни открытых дверей в воинских частях, семинары-встречи солдат и школьников.

Россия. С начала 2000-х годов в РФ предпринимаются многочисленные попытки ввести в школах различные элементы военно-патриотического воспитания, в том числе начальную военную подготовку. По официальным данным 2019 года, кроме суворовских и нахимовских училищ, в стране насчитывалось более 3,5 тысячи организаций кадетской направленности (кадетских корпусов и кадетских училищ различных министерств и ведомств), 150 образовательных учреждений со специальными наименованиями, а также 51 тысяча кадетских классов в общеобразовательных школах. В 2016 году было создано всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия».

В народе говорят: «Будущее в руках молодежи», «Молодежь – наше будущее». Так и есть. От того, как мы воспитаем подрастающее поколение, какие ценности и взгляды ему привьем, чему научим, так и будет во многом складываться будущее государства.

Почему такое внимание обращено сегодня именно на молодежь? Потому, что это категория людей с еще неокрепшей психикой, малым жизненным опытом, бунтарская по натуре и наиболее подверженная стороннему влиянию и манипулированию.

К сожалению, эти особенности детско-юношеской среды пытаются использовать и наши недруги.

Сегодня очевидно, что распад Советского Союза начался задолго до 1990-х годов. План Даллеса, разработанный в ЦРУ, как раз и был направлен на скрытое моральное разложение молодежи. Предусматривалось поначалу посеять семя сомнения, а потом под чуждыми и мнимыми идеями, посредством навязывания и пропаганды пресловутых западных ценностей, взрастить устойчивые убеждения в том, что советское общество живет неправильно, что СССР – пережиток старого, все чиновники бездарны и коррумпированны, а народу не хватает свобод и власти. Вам эта ситуация ничего не напоминает?

Или более свежий пример. Попытка «тик-токовой революции» во главе с Навальным в России. Тогда, как известно, каждое третье размещенное в популярной соцсети видео (а во время пика нагнетания страстей − семь из десяти роликов!) было про "дворец Путина", задержание Навального и митинг 23 января!

Нынешнее молодое поколение, увы, в целом не читает книг, имеет «клиповое» мышление, теряет способность к критическому восприятию и анализу информации. В результате подросток готов целый день листать новости в ТіkTok в поисках видео, которое его зацепит и вызовет реакцию. Причем неважно, положительную или отрицательную! Все с этим согласны, видят проблему, но не понимают, что же с ней делать.

Эмоциональное восприятие подростка пресыщается, мозг работает только на потребление. В итоге взращивается инфантильное поколение, нацеленное на получение ярких впечатлений и мгновенного результата.

Да, «тик-токовая революция» пока не сработала, однако, я уверен, если негативным процессам в информационной среде позволить развиваться и далее, пустив на самотек становление молодежи, то уже через два − четыре года непокорный подросток превратится в убежденного гражданина, протестно настроенного против власти и своего государства.


Вспомним восточную мудрость: «Хочешь завоевать страну, воспитай ее детей!» И в век интернета это, к сожалению, сделать достаточно просто.

В нашем государстве прекрасно осознают проблему. В марте нынешнего года в Палате представителей Национального собрания Беларуси состоялась международная научно-практическая конференция «Историческая память и патриотизм – важнейшие фундаментальные ценности белорусского общества и государства, факторы консолидации в условиях современных вызовов и угроз». А 30 июня проведено совещание, на котором представители Администрации Президента, руководства Министерств образования, обороны, спорта и туризма обсудили вопросы разработки концепции Государственной программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь.

На совещании рассматривались вопросы, касаемые:

− законодательных аспектов будущей концепции;
− гражданского и военно-патриотического воспитания;
− роли сферы образования в формировании патриотизма;
− региональных особенностей в патриотическом воспитании населения;
− места общественных организаций в подготовке и реализации концепции будущей Госпрограммы.

Также особое внимание теме военно-патриотического воспитания молодежи отводится особое внимание в силовых структурах. В частности, во внутренних войсках МВД эта работа направлена и на самих военнослужащих, проходящих службу по призыву, и на гражданскую молодежь. В основном, на школьников, учащихся профессионально-технических учреждений образования и вузов.

На постоянной основе с ними проводятся различные дни: открытых дверей, призывника, воинских частей, а также экскурсии и другие военно-патриотические мероприятия. Военнослужащие внутренних войск принимают активное участие в республиканских акциях, приуроченных ко Дню знаний, Дню защиты детей. В период новогодних и рождественских благотворительных акций с подарками и поздравлениями посещают дома- интернаты, детские дома, хосписы.

Бойцы внутренних войск – частые гости в различных учреждениях образования, где проводят беседы и встречи с учащимися по вопросам военно-патриотического характера, популяризируют службу в армии и агитируют поступать на факультет внутренних войск Военной академии Республики Беларусь. Еще одна добрая традиция: дважды в год военнослужащие, увольняемые в запас, по собственной инициативе собирают денежные средства, закупают подарки для ребятишек и отвозят их в один из детских домов.

Кроме того, как правило в дни школьных каникул, военнослужащими для детей проводятся так называемые уроки мужества или однодневные лагеря. Тут и ознакомительные экскурсии, и занятия с ребятами по начальной военной подготовке. Школьники учатся разборке и сборке автомата, изготовке к стрельбе, осваивают индивидуальные средства защиты, пробуют себя в роли военнослужащего специального назначения или патрульного. Не обходится без занятий по строевой подготовке и самозащите.

Не остаются внутренние войска и в стороне от работы с детьми и подростками, состоящими на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних. Во взаимодействии с местными органами внутренних дел с такими детьми также проводится множество мероприятий на территории воинских частей. Это очень важная работа, которая позволит ребятам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, не опускать руки, увидеть достойные примеры и важные цели, к которым нужно стремиться.

Заострю внимание читателей: все вышеописанные методы военно-патриотического воспитания, несмотря на их многообразие, являются по большей степени разовыми и, к сожалению, не имеют постоянного охвата одних и тех же детей, а, соответственно, более системного и сильного воспитательного влияния.

В этом смысле более серьезным мероприятием является проведение детских круглосуточных военно-патриотических лагерей, во время которых ребята в течение 7−10 дней проживают на территории воинской части. Имеют схожий с армейским распорядок дня. С ними проводятся более серьезные занятия по начальной военной подготовке, организуются мероприятия патриотического характера, полевые выходы, стрельбы из пневматического оружия, игра «Зарница» и т.д.

Можно сказать, что именно круглосуточные лагеря, где ребята учатся самостоятельности и ответственности, занимаются физической подготовкой, непосредственно длительное время общаются с действующими военнослужащими, в лице которых приобретают кумиров, и являются той необходимой «прививкой от страха службы в армии».

Но и здесь есть много вопросов. К примеру, условия проживания детей, организация их питания и другие проблемы, которые необходимо решать на высшем законодательном уровне.

Еще один вариант проведения подобных круглосуточных военно-патриотических лагерей можно предложить с проживанием не на территории воинской части, а в действующем оздоровительном детском лагере, сформировав там тематический отряд и для обеспечения мероприятий военной направленности назначить в нем старшими офицеров или сержантов. Как это уже много лет практикуется в детском оздоровительном лагере «Патриот» под Минском.

Очередной, более серьезный шаг по военно-патриотическому воспитанию молодежи – организация и проведение на территории воинских частей военно-патриотических клубов (центров). Как видится, создание таких клубов либо центров с ядром в воинских частях будет иметь десятикратный эффект. Это обусловлено, во-первых, тем, что в частях есть необходимая материально-техническая база, и, во-вторых, непосредственное общение с офицерами и солдатами. Учащиеся 8−11 классов, например, смогут посещать такие структуры по два часа два раза в неделю. Здесь будут проводиться более углубленные занятия по начальной военной подготовке, включающей огневую, строевую, тактическую, медицинскую подготовку, рукопашный бой, топографию. В рамках физической подготовки можно вернуться к нормативам ГТО.

Имеет смысл расширить клубы и внести в расписание занятия по истории, политграмотности, психологии, правовое обучение. Уже на этом уровне необходимо, чтобы дети знали историю государства, разбирались в причинах и следствиях исторических процессов. Чтобы подросток понимал, что такое хулиганство, какая ответственность будет, если он кого-нибудь ударит, чтобы он знал, какими правами обладает сотрудник милиции и как вести себя во время проведения массовых мероприятий. Вопросы межличностных отношений, взаимодействия в команде, отношения к самому себе и окружающему миру, решение конфликтных ситуаций, умение работать с эмоциями, информацией – именно этому нужно учить детей. Причем в легкой, доступной, игровой форме.

Внутренние войска ни в коем случае не стремятся изменить общеобразовательный процесс и систему среднего и профессионально-технического образования. Но перечисленные мной дисциплины просто необходимы для формирования законопослушного гражданина, патриота своей Родины. И без поддержки идейных, высококвалифицированных преподавателей мы этот блок не осилим.

А самое главное – в такой работе необходимо избежать формализма, мероприятий «на бумаге» и «для галочки», показушности.

Подобные клубы (центры) военно-патриотического воспитания в воинских частях также позволят внутренним войскам уже на этапе обучения в школе производить изучение и отбор будущих военнослужащих, рекомендуя их для назначения на сержантские должности или в качестве кандидатов для поступления на факультет внутренних войск Военной академии. Другими словами – формировать призывной резерв.

Таким образом, кирпичик за кирпичиком, составляя костяк внутренних войск, который будет способен и выполнять поставленные задачи, и влиять на личный состав на всех уровнях – от солдат и сержантов до прапорщиков и офицеров. А главное – это будут надежные, проверенные люди, на которых всегда можно положиться.

За молодым поколением – будущее страны. Это аксиома, которая не требует доказательств. И борьба за умы подростков продолжается. А если профессионалы и патриоты не займут в их умах достойного места, то его займут другие…

Владимир ПОРХОМЦЕВ.

Фото пресс-службы внутренних войск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter