По страницам «Спецназа»: как работают медики белорусской «Альфы»

Их профиль - спасение людей под пулями и при взрывах. Врач, как известно, профессия смелых и благородных людей. А если это к тому же военный медик, да еще и в особом, специальном подразделении, то, кроме солидного багажа медицинских знаний и опыта, нужно уметь работать и в экстремальных ситуациях. "Боевая готовность - 24 часа в сутки!" - говорит Виталий Ш., руководитель медицинской службы Группы "А" КГБ Беларуси.


Поначалу необходимость присутствия самостоятельной службы военных медиков в спецподразделении, возможно, недооценивали, говорит Виталий: "Оно и понятно, у нас миролюбивая страна, мы не воюем. Однако ситуация в мире показывает, что медицину все-таки нужно приближать к боевым порядкам, а не оставлять на удалении - в госпиталях и больницах".   

Постепенно штатно вводились дополнительные единицы врачей, а с 2018 года это отдельное медицинское подразделение в структуре Группы "А". Это объясняется спецификой службы, ежедневной боевой подготовкой. Бывают ситуации, требующие немедленного оказания помощи, поэтому доктор должен находиться рядом. Все медики Группы "А" КГБ с высшим образованием и богатым профессиональным опытом. К примеру, Виталий - выпускник военно-медицинского факультета Белорусского государственного медицинского университета, врач - анестезиолог-реаниматолог. В штате есть еще врачи-реаниматологи, а также врач общей практики, прилично отработавший в бригаде скорой помощи.

Военные медики - люди в погонах, имеющие определенную боевую подготовку. "Понятно, что нам не будет интересен выпускник гражданского и даже военного медфакультета, едва получивший диплом. Нужен человек с опытом, в первую очередь с опытом оказания неотложной помощи. Прежде всего анестезиолог-реаниматолог, врач "скорой", хирург, травматолог. Еще требование к кандидатам - хорошая физическая подготовка, ведь врачам вместе с бойцами приходится выполнять определенные задачи. В нашей работе очень много довольно специфических, тактических вещей, которые кардинально отличаются от классического военного дела", - продолжает свой рассказ подполковник.

С оружием, в экипировке и с медицинскими укладками медики "Альфы" выполняют боевую задачу или тренируются вместе с бойцами. Виталий посвящает в подробности: "Зачастую нам приходится выполнять поставленные задачи на удалении от лечебных учреждений. При себе необходимо иметь перечень средств, которыми можно будет оказать неотложную помощь прямо в полевых условиях. Понадобятся, к примеру, различного рода кровоостанавливающие, перевязочные средства, препараты для поддержания жизнедеятельности, носилки и прочее".

В подразделении, как известно, активно развиваются стрелковое, взрывотехническое, водолазное дело и другие направления. Соответственно, всему этому тоже требуется медицинское сопровождение. И доктора Группы "А" должны иметь об этом определенное представление. Виталий рассказал, что в его службе есть, к примеру, доктор-водолаз, а все без исключения медики-альфовцы должны уметь десантироваться с парашютом и спускаться по канату с вертолета.


Если говорить о военной медицине как таковой, то в стране она развивается давно и успешно. А вот с тактической медициной у нас сложнее, хотя она крайне необходима спецподразделениям, да и в целом в военном деле. Касается она ситуаций, когда медик, по сути, оказывает помощь один малым набором средств в сложной тактической обстановке. "Тактическая медицина предусматривает оказание помощи в экстремальных условиях, где также важно эвакуировать раненого из-под огня, - Виталий не скрывает, что в стране это направление пока развито слабо. - Научным развитием тактической медицины в Беларуси сейчас никто не занимается, поэтому знания черпаем из доступных источников, обмениваемся наработками, опытом с коллегами из белорусских и зарубежных спецподразделений. Смотрим, что в этой сфере делают другие страны, какие появляются методики и средства. Но, опять же, у докторов каждой службы своя специфика. Допустим, кто-то больше работает в городских условиях и нет необходимости в поддержании жизнедеятельности пострадавшего длительное время: оказали помощь и быстро эвакуировали в лечебное учреждение. Мы же, как я уже упоминал, часто находимся на удалении".

Сейчас такое направление, как тактическая медицина, стало особенно модным в России и мире, подмечает офицер: "Есть много разных специалистов и специалистов в кавычках. Я видел их действия и обучающие семинары, поэтому могу так говорить. Да и, с другой стороны, подходы в тактической медицине у многих серьезно отличаются. Нам же нужно что-то свое".

В Беларуси, уверен Виталий, это направление обязательно следует развивать. Ведь, как показывает практика, даже хорошо подготовленный в вопросах оказания первой помощи специалист может теряться в сложной экстремальной обстановке. В последнее время Группа "А" тесно сотрудничает с кафедрой организации медицинского обеспечения войск военно-медицинского факультета БГМУ. На его базе планируют создать учебно-тренировочный центр, где сотрудники спецподразделений смогут обучаться по вопросам тактической медицины.  

Кстати, любопытно. Знаю, что задача телохранителей - если потребуется, закрыть собой охраняемого человека даже от пули. А как у военных медиков: спасти раненого любой ценой? "Основное правило в оказании помощи, аксиома тактической медицины - соблюдение мер личной безопасности, - отвечает собеседник. - Это касается всех, кто пытается помочь. Уцелеешь сам - поможешь товарищу. В нашем подразделении доктора работают плечом к плечу с бойцами, вместе мы через многое прошли и уже как семья. Так что выходит, что ты несешь ответственность не только как врач перед пациентом, но и как перед близким человеком".

Медики Группы "А" КГБ постоянно обучают своих бойцов базовому уровню оказания первой помощи. А еще в подгруппах есть внештатные санинструкторы, в их ведении - вопросы тактической медицины. "Обучение направлено на то, чтобы научить не имеющих медицинского образования военнослужащих оказывать первую помощь, в том числе в полевых условиях и под условным огнем противника, - рассказывает руководитель медицинской службы "Альфы". - Учим, к примеру, останавливать артериальное кровотечение с помощью жгутов, турникетов с дозированной компрессией, гемостатических средств, применять эластичные перевязочные пакеты, бандажи, внутрикостные инъекторы, прочие медицинские средства и препараты. Обучаем тактике и последовательности действий при оказании помощи на поле боя. Объясняем и показываем на специальных тренажерах, как проводить легочно-сердечную реанимацию, а также правильно эвакуировать. Отрабатываем ситуационные задачи различного уровня сложности. И надо сказать, что парни уже и без нашего участия со всем этим справляются".

У каждого сотрудника есть индивидуальная аптечка с необходимыми средствами. У внештатного санинструктора еще и рюкзак, укомплектованный под конкретную задачу. В нем системы и растворы для внутривенных вливаний, некоторые препараты для поддержания жизнедеятельности, обезболивания, средства для оказания помощи при пневмотораксе. Оснащение, сообщает офицер, современное, как отечественного, так и импортного производства. Все имущество компактное, легкое и удобное.  

Достойную подготовку подтвердили и осенние международные соревнования среди спецподразделений. Проходили они в Беларуси и были посвящены 30-летию образования Группы "А" КГБ. Упражнения на разных этапах включали элементы оказания первой помощи. Работали также малыми группами, к примеру, в снайперской паре. Особенно тяжело, уточняет собеседник, эвакуировать раненого в безопасное место и оказывать помощь при дальнем переходе: "Были и такие вводные, по которым также работали ночью, в полевых условиях и в транспорте. Все команды выступили достойно".     

Оценивая достижения своей службы, Виталий говорит, что сейчас она уже сформировалась: "Будем продолжать отслеживать передовой опыт, современные тенденции и совершенствоваться дальше".

Фото Александра КУЛЕВСКОГО и Группы "А" КГБ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter