По страницам «Спецназа»: интервью со знаменитым белорусским паралимпийцем

Известный белорусский пловец-паралимпиец, оршанец Алексей Талай в подростковом возрасте лишился рук и ног, подорвавшись на снаряде. После поражения большей части тела, значительной потери крови, гангрены с последующими операциями, шока, физической боли, фатальных медицинских прогнозов, осознания себя немощным Алексей не просто выжил, а построил более полноценную и насыщенную жизнь, чем многие обычные люди. Сегодня Алексей Талай самостоятельно передвигается, занимается спортом, управляет бизнесом, владеет иностранными языками, во многих странах мира выступает перед публикой как мотивационный тренер. Он отец четверых детей и супруг очаровательной женщины. Мы встретились с Алексеем, чтобы поговорить о его опыте испытаний и побед.


- Алексей, ты много выступаешь перед разными людьми. Для каждой аудитории у тебя находится своя актуальная информация. Что ты приготовил для читателей "Спецназа"?

- Есть! Одна пара свободных берцев... Хотя нет, она достанется моим сыновьям, так же, как и мне дед оставил в наследие партизанскую кружку. А если серьезно, то в первую очередь хочу обратить внимание на соблюдение мер безопасности во всех отношениях. Для нашего спецназовца, военного человека в мирное время это очень важно. 8 мая 1999 года, когда я приехал к дедушке и бабушке, чтобы отпраздновать День Победы, я и представить не мог, каким может быть эхо войны и как оно гремит теми же военными настоящими взрывами, отрывая конечности... Мы, детвора, часто слышали эти взрывы старых снарядов на полях. Дед часто предостерегал нас. Но так случилось, что мне самому пришлось узнать цену беспечности. Поблизости двора незнакомые дети разожгли костер. Я разогнал детвору и принялся тушить огонь, разбирать угли. При этом не разглядел, что в костре был снаряд времен войны. Взрыв - это ужас огня, ударной волны и рассечения тела осколками, острого, оглушительно громкого и больного звука. В один момент все это взрывается еще и в сознании до его потери... Мне и тут посчастливилось - я не потерял сознание. Пришлось испытать всю гамму ощущений этого "праздничного салюта". При этом не совсем мог ориентироваться в обстановке и происходящем после взрыва. Я хотел повернуться и встать, но не мог. Не понимал, что со мной. Руки и ноги как будто онемели и не слушались. Тогда я еще не осознавал, что их у меня уже нет. Когда хотел протереть глаза, я не чувствовал руки на лице, песок не сметался с лица. Лицо не чувствовало пальцев рук. Я протираю глаза, но ничего не протирается. Когда песок слетел с глаз, они открылись, и я начал различать предметы, увидел разорванный остаток руки, белые косточки. Это было ужасно. Дальше этот момент не хочу описывать, думаю, все понятно...

Я знаю, что ежегодно саперы, в том числе и внутренних войск, обезвреживают по несколько тысяч килограммов взрывчатых веществ, снарядов времен Великой Отечественной и даже Первой мировой войн, ликвидируют отдельные элементы современного терроризма. Большая благодарность этим профессионалам. Они каждый день рискуют.



- Известно, что ты являешься соучредителем благотворительных фондов, ведешь разноплановую деятельность и в своих выступлениях активно проводишь линию военно-патриотического воспитания. Чем это вызвано?

- Многими причинами. Я понимаю, что для поддержания мирных отношений необходимо быть сильным, чтобы не стать объектом атаки, образно говоря. Нужно иметь мощный патриотический потенциал, чтобы нас уважали, чтобы никто не желал быть нашим противником. Если мы вместе, тогда мы сильны. Тогда будет мир. Если основа отношений в обществе только деньги и материальные блага, конкуренция в обогащении, то раздробление неизбежно. За социальными взрывами в большинстве случаев следует агрессия и другие взрывы. Соседние государства тому пример. Когда об этом говорят с трибун и экранов должностные лица и люди, не пережившие ужасов войны, их слова не всегда вызывают эмоции и впечатления, достаточные для формирования патриотического мотива на уровне чувств. Поэтому я своим примером пытаюсь показать остроту вопросов мира и патриотизма, главенства ценности жизни, которая заключается не в дорогой вещице, а в непорочных человеческих отношениях. Патриотизм - это единство на основе идеалов, где материальная составляющая не возвышается над ним.

- Как современная молодежь воспринимает такую философию?

- По-разному, конечно. Но это поначалу. В процессе общения ребята сами приходят к выводу о том, что для счастья совсем не обязательно быть богаче соседа или обладать модельной внешностью. Кроме того, вижу разницу в отношении к жизни между теми, кто служит (служил) в армии, и не служившими. Это очень приободряет меня в работе. Чувствуется, что наша армия не место для потери времени. Когда говорят, что армия - школа жизни, думаю, не зря. Солдат уже закрепил многие важные общечеловеческие понятия, которые гражданскому юноше еще только предстоит постигнуть. В этом наблюдении я утвердился, когда  выступал на встрече с курсантами Военной академии и недавно в 86-й бригаде связи. Общался со многими военными людьми и с ветеранами. Поэтому считаю такую работу очень актуальной для всех государственных и негосударственных организаций в целях нашей общей безопасности. Например, в Минском районе, где я участвовал в проведении Дня призывника, это понимают. Вопросами призыва занимается не только военкомат, привлекаются к участию в разных мероприятиях различные инстанции и организации. Делают это сообща. Результат - осознанное отношение молодежи к исполнению своего долга. Это было очень заметно на мероприятии. Кстати, очень многие парни желают служить в спецназе.
На встрече в Военной академии

- Своих детей будешь напутствовать на службу в спецназе?

- Основным фактором, думаю, будет их подготовка. А дальше – их собственный выбор. Сын Марк изучает условия поступления в Военную академию. А я делаю все, что от меня зависит, чтобы дети росли мужественными. Мой дед  Алексей Трофимович Талай, в честь которого я назван, был партизаном. С 15 лет он начинал связным партизанского отряда. Затем участвовал в разведывательно-диверсионных действиях на территории Витебской области. Я у него многому научился. Его мужество, сила духа и один только взгляд обязывают к правде и стойкости, не дают обманываться и раскисать. Когда я пришел в себя через некоторое время после операций и мучений, первое, что меня отрезвило, - это слова деда: "Нельзя быть слабаком, нельзя сдаваться, нельзя быть предателем". Мне, наследнику воина Победы, было бы стыдно перед ним за жалость к себе. Было важным внимание ко мне и ветеранов-"афганцев", когда один из них пришел ко мне в военный госпиталь, отстегнул свои протезы и дал тем самым надежду на возвращение к самостоятельной жизни. Сильно помогло мне и то, что в то самое трудное, шоковое время удар держал мой отец и вся моя семья. Несмотря на убеждения некоторых медиков о безнадежности моего положения в борьбе за жизнь, моя семья проявила мужество. Это испытание преодолевали не один месяц. Кое-как читал книги о людях, отражающих удары судьбы.

Очень тяжело принять себя в такой "обновленной версии". Это парадоксальное чувство. Психика не имеет таких защитных механизмов, чтобы за короткое время сбалансировать эмоциональное состояние. Как в 16-летнем возрасте бороться, если непонятно, ради чего? Ради жизни "овоща", у которого уже никогда не появятся части тела? Назад ничего не вернется. Будущего нет. Настоящее - боль и терзания. Но борьба велась. Позднее я видел мужество тяжелобольных детей, находящихся на лечении. Благодаря моим близким и многим людям, боровшимся за меня, удалось выйти из кризисного состояния. Мужество и человечность победили. Сейчас эту силу мужества и мораль пытаюсь вселять в своих детей на примере своих действий. Я был очень рад, когда мои дети самостоятельно пошли в спортзал. Их вдохновило то, что папа начал плавать. Папа без рук и ног начал плавать брассом, кролем и даже на спине! Личный пример - очень мощный фактор.

- Почему именно плавание? Как может в голову прийти заниматься плаванием без рук и ног, без каких-то навороченных протезов?

- Хотелось бы заняться таким видом спорта, как прыжки в высоту. Посмотрим.  Все может быть (смеется)... На одном из телевизионных ток-шоу  пообщался с паралимпийцами и заслуженным тренером Беларуси Геннадием  Вишняковым.  Мысли о спорте были и раньше, но эта встреча ускорила события. Я понял, что тренировки просто необходимы для укрепления здоровья, и физического, и духовного. Эти занятия очень мощно мотивируют на получение того качества жизни, в котором нуждаешься. Паралимпийский спорт зарождался именно в медицине как необходимый оздоровительный комплекс и антикризисная реабилитация. Плавание в моем случае - наиболее оптимальный вариант, так как работает вся группа мышц, укрепляется спина для удержания позвоночника, поддерживаются в нужном тонусе все функции организма, включая нервную систему и мозг. В связи с этим для большего стимула решил не просто тренироваться, а заниматься спортом, чтобы иметь возможность чаще встречаться с такими людьми и разнообразнее жить. Сдал нормативы, и меня включили в состав национальной паралимпийской сборной Беларуси.  Мне понравилось это занятие, я увлекся. Установил рекорд на постсоветском пространстве - преодолел дистанцию 750 метров в открытом море - в спринте триатлона на плавательном этапе. Затем еще установил четыре европейских и три мировых рекорда. Раньше я был скромнее. Но теперь понимаю, что эти успехи являются ориентиром для многих. Не ожидал, что мои достижения в плавании вдохновят многих травмированных детей и их родителей. Очень многие обращаются ко мне. Человек должен понимать, что кризис - это прежде всего субъективная сфера и глубокое заблуждение. Чтобы преодолеть ограничения, достаточно просто не согласиться с пребыванием в плену. Это действенный антикризисный метод для бойца. Затем любое направление деятельности приведет к неминуемой победе. Если кто-то думает, что все это только высокие слова, пусть посмотрит на меня.



- Впечатляет! Знаю, что и на ринге тоже пробуешь себя, есть и черный пояс по таэквондо...

- Был момент, до которого я точно не планировал практиковаться в ударной технике. Но однажды в 2010 году в качестве зрителя посетил в США Фестиваль возможностей в городе Таллахасси - это столица штата Флорида. На сцене представители единоборств демонстрировали свои возможности, разбивали руками и ногами доски. Ведущий со сцены бросил вызов зрителям, мол, нет ли желающих разбить доску. Мой сопровождающий американец, как оказалось, очень любит юмор. И он выкрикнул с трибуны, что есть желающий, и указал на меня! Зрители вначале бурными овациями поддержали это "шоу" ради смеха, потом поутихли - не совсем однозначная шутка. Пока я решал, как выйти из этой ситуации, уже оказался на сцене. Я все-таки показал американцам, что наши не сдаются! Примерился, подстроился, размахнулся и со всей силы, что была, ударил по доске своим обрубком руки. После удара моя первая мысль была не совсем цензурной, ощущения были... В смысле "зачем я это сделал"? Но я разбил эту доску! На трибунах были ошеломляющие овации! На соревнованиях через два дня по всем спортивным правилам мне вручили сертификат и присвоили черный пояс по таэквондо. Я считаю, что он оправдан не только решительностью, но и силой удара! Теперь я знаю, что могу и "врезать", если что. Скоро научусь стрелять - и я кандидат в спецназ!

- Ты выступал перед силовиками Индии. Как тебя туда занесло?

- Меня пригласили как мотивационного тренера на один из фестивалей Индии. После его проведения один из командиров индийского военного формирования по охране стратегических объектов (CISF) пригласил выступить перед его бойцами. Ввиду высокой напряженности в политических отношениях и частых террористических угроз, в Индии уделяется большое внимание преодолению стрессовых факторов. В связи с этим я делился своим опытом. Но и у индийцев стоит поучиться. Как я понял, фундаментом такой профилактики является высокая духовность, превалируют понятия о душе. Преобладает духовная жизнь. Мне это очень близко. Хотя они исповедуют индуизм, я считаю, что основные понятия практически не отличаются. Не хочу разбираться в религиозных тонкостях. Хотя я не набожный, но для меня вера - это смысл всего. Пусть каждый для себя сам решает, является ли его душа бессмертной. Я свой выбор однажды сделал и ни разу не усомнился в его истинности.

Беседовал Вадим ЦВИРКО.

Фото из архива Алексея Талая.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter