По страницам «Спецназа»: большое интервью о белорусской «Альфе»

В весеннем номере журнала "Спецназ" опубликован рассказ одного из опытнейших офицеров Группы «А» КГБ Беларуси, которая недавно отметила свое 30-летие. Дмитрий (специфика работы не позволяет нам указать фамилию полковника) служит в антитеррористическом подразделении Комитета государственной безопасности более 22 лет. Прошел путь от сотрудника боевой группы до первого заместителя начальника Группы "А", стал свидетелем и активным участником многих знаковых событий. В разговоре с редактором «Журнала специального назначения» альфовец вспомнил о важных вехах в истории спецподразделения, рассказал о традициях и новшествах, некоторых нюансах "внутренней кухни", высказал мнение о месте профессионалов в боевом строю.


- Давайте вспомним, какие основные традиции были заложены в годы становления Группы "А" КГБ. Какие из них, на ваш взгляд, являются опорой для подразделения и его сотрудников до сих пор?  

- Прочный стержень "Альфы" - это традиции быть профессионалами, достигать выполнения задач, даже когда, на первый взгляд, это кажется невозможным. Когда не хватало оснащения, оборудования, на помощь альфовцам всегда приходили смекалка и командирская мудрость, разумное сочетание присущего спецназу здорового духа авантюризма с точным расчетом.  Еще одна из традиций Группы "А" - альтруизм. Сотрудники выполняют задачи не ради наград и почестей, а потому что свято верят в то, что приносят пользу людям, своей стране. Присущ альфовцам и энтузиазм, ведь большинство сотрудников стремится себя проявить, тщательно разрабатывая и предлагая для внедрения в общую практику свежих элементов боевой подготовки, иных новаций. Основная же черта каждого сотрудника "Альфы" - готовность к самопожертвованию. Альфовец прекрасно понимает, что может погибнуть как первый, кто встречает сопротивление преступников. Еще одна наша традиция − не говорить много красивых слов, не превозносить свои профессиональные и человеческие качества. Ведь работа в спецподразделении похожа, наверное, на труд обычного рабочего. На заводе специалист ежедневно точит свою деталь. И боец антитеррора также оттачивает свой профессионализм, навыки. Да, со временем работа становится рутиной. Но она очень почетна, потому что ее результат - жизнь и здоровье наших граждан, защита общества. 

Я коснулся сферы так называемых нематериальных ценностей, традиций "Альфы". Но, само собой, сохраняются у нас и мероприятия с многолетней историей. Ежегодно посещаем могилу сотрудника подразделения, погибшего при исполнении служебного долга в мае 1994 года. К данному мероприятию чествования памяти сослуживца обязательно привлекаем офицеров подразделения, которые только начали своей профессиональный путь в Группе "А". Одно из самых давних (я пришел в Группу "А" в 1997-м, и оно уже практиковалось) - окунание сотрудников в крещенскую купель в праздник Крещения Господня.

Большинство же традиций, еще больше объединяющих, сплачивающих нашу команду, зародилось в конце 1990-х годов и на современном этапе. Во многом это было связано со значительным обновлением подразделения в 1995 году, когда большинство сотрудников ушло в только что созданную Службу безопасности Президента и начался новый набор. В Группу "А" КГБ тогда пришло много представителей Вооруженных Сил, спортсменов с навыками рукопашного боя, весьма востребованных при проведении оперативно-боевых мероприятий в сфере борьбы с организованной преступностью. На рубеже веков появилось много новых идей, мероприятий. Среди них очень важная традиция вручения темно-синих беретов новым сотрудникам, прощание со штандартом - когда альфовец увольняется из подразделения. Также проводятся дни открытых дверей для родных и близких наших сотрудников. А еще приглашаем на базу воспитанников Минского суворовского военного училища, ведь это наша будущая смена. Практикуем спортивные семейные праздники. В числе важнейших мероприятий - торжественные собрания всего коллектива в рамках празднований Дня сотрудников органов государственной безопасности и Дня образования подразделения. Традиционно не оставляем без внимания наших старожилов: вручаем ценные подарки действующим сотрудникам, отслужившим в группе "А" 20 лет. Очень символично, задушевно проходят и церемонии вручения подарков альфовцам, отслужившим у нас 25 лет. В качестве сувенира им на память преподносят уже отработавшие свое легендарные шлемы TIG с нанесенными позывными сотрудников. Само собой, таких офицеров в наших рядах сейчас немного. Но все они прекрасный пример профессионализма, отличной физической формы. Молодежь, глядя на них, понимает, к чему надо стремиться. И крайне редко альфовцы увольняются на гражданку или переходят в другие подразделения. В основном покидают наши ряды в 45, 48, 50 лет. Примечательный момент − некоторые бойцы даже с годами категорически не желают переходить на руководящие должности: "Какой из меня руководитель? Я боец!" Даже в 50 лет у ребят очень большой потенциал, запас здоровья, сильная мотивация.

- Вы упомянули о церемонии вручения альфовского берета. Он не так известен широкому кругу, как, к примеру, краповый берет спецподразделений внутренних войск МВД, черный берет милицейского спецназа или голубой десантный. Существуют ли в Группе "А" испытания на право ношения берета? 

- Беретом темно-синего цвета сотрудники "Альфы" оснащались с 1990-х годов. Тогда он был элементом формы одежды. Он выдавался офицеру изначально, без суровых испытаний, на нем не было особых отличий, кроме флага и кокарды, которую носили офицеры, пришедшие из Вооруженных Сил. В дальнейшем берет приобрел другое значение - стал не просто формой одежды, а символом сотрудника Группы "А" КГБ. Чтобы заслужить право его ношения не нужно преодолевать этапы квалификационных испытаний, как на краповый берет во внутренних войсках. Необходимо, однако, пройти начальную подготовку, которая длится не менее 4 месяцев и состоит из двух блоков. Первый состоит в изучении нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность сотрудников органов госбезопасности и сотрудника Группы "А". Новые сотрудники изучают правовые вопросы применения оружия, инструкции, законы. Получают общее представление о системе, в которой предстоит работать, о задачах, которые придется выполнять. Прежде чем перейти ко второму, практическому блоку начальной подготовки, молодой сотрудник сдает экзамен на доскональное знание законов, регламентов, иных документов, с которыми придется иметь дело после перехода в боевой отдел во время дежурств, несения повседневной службы. Второй блок включает в основном изучение индивидуальных тактических элементов по различным направлениям боевой подготовки. Это и тактика освобождения заложников на различных объектах, и тактика задержания подозреваемых, обеспечения безопасности охраняемых лиц. Здесь же огневая подготовка и другие виды боевой подготовки.

Так как новые сотрудники приходят в Группу "А" в разное время и сразу их всех (как, например, призывников в армейской учебке) собрать невозможно, то индивидуальные занятия с ними проводят прикрепленные наставники из числа опытных офицеров, служащих в подразделении не менее 5 лет. После изучения индивидуальных элементов боевой подготовки по каждому направлению сотрудник сдает контрольные тесты. В случае неудачи ему предоставляется время пересдать, подготовиться лучше. Соответственно, время подготовки увеличивается, но это еще больше мотивирует новичка, который желает как можно быстрее стать полноправным членом команды. Ребята работают над собой и во внеурочное время. 


Уже после сдачи зачетов новые сотрудники вступают в должность. Дальнейшая их подготовка проходит по общей программе подготовки подразделения. Но... Берет он еще не получает! Как правило, раз в год осуществляется групповая подготовка всех новых сотрудников. Их собирают в единую группу, создается учебный отдел, и уже в его составе молодежь из разных отделов изучает групповую тактику штурма на разных видах транспорта: автобусе, самолете, вертолете, железной дороге. Чтобы полноценно осуществить штурм объекта, на первый план выходят коммуникация, навыки взаимодействия в команде, взаимозаменяемости номеров, умение работать по различным типам планировок помещений. И вот когда все молодые сотрудники прошли этот этап, то назначается дата вручения беретов. Это торжественное мероприятие проходит в присутствии всего подразделения, командиров "Альфы" разных времен, руководящего состава ведомства, других почетных гостей в мемориальном комплексе "Хатынь". Знаковое место, впечатляющее событие, которое навсегда остается в сердцах альфовцев! Торжественность церемонии подчеркивает и участие в нем роты почетного караула Министерства обороны. Офицерам вручаются береты и жетоны сотрудника. На каждом жетоне изображен геральдический символ подразделения и выгравирован позывной бойца, который (в большинстве случаев) уже до конца его службы меняться не будет. На берете прикреплен наш геральдический символ в виде кокарды. 

После ритуала сотрудники, успешно прошедшие длительный курс начальной, групповой подготовки, заслуживают право встать в общий строй и становятся полноправными членами нашей команды. Темно-синий берет мы сочетаем с любой формой одежды - как с боевой, так и с парадной. Само собой, при выполнении задачи мы его не носим. Стоит отметить: берет не просто элемент униформы. Но и не предмет какого-то бахвальства. Альфовец никогда не станет хвалиться ни своими наградами, ни своим беретом. Предмет гордости - хорошо и эффективно проведенное боевое мероприятие, о котором знают только в своем кругу. 


- Группа "А" КГБ - элитное спецподразделение. Престиж службы в нем весьма высок. Можно ли говорить о "конкурсе на поступление"? Кандидаты с какими качествами имеют наибольшие шансы попасть в ряды белорусской "Альфы"?

- Да, можно сказать, что существует определенный конкурс, потому что отбор кандидатов в альфовцы ведется практически изо всех силовых ведомств. И из КГБ, и из ССО, много ребят пришли из внутренних войск. Среди них обладатели краповых беретов, очень достойные бойцы. Из ста кандидатов нами зачисляются максимум до десяти, ведь, кроме требований, предъявляемых к сотруднику органов госбезопасности (а это очень строгие критерии), потенциальный спецназовец КГБ должен отвечать еще и критериям сотрудника Группы "А". Идет очень жесткий отбор, все знают, что второго шанса не будет. Что ж, парни стараются хорошо подготовиться, а мы их в свою очередь предупреждаем, с чем они столкнутся при сдаче сложнейших тестов. 

- Товарищ полковник, а кому бы вы даже не советовали претендовать на место в "Альфе"?

- Тому, кто думает, что здесь высокая зарплата, что он сразу получит высокий статус в обществе. Тому, кто полагает, что всего лишь одним поступком заслужит почет на всю жизнь и сможет спокойно почивать на лаврах. Однако здесь нужно каждый день доказывать, что ты лучше, показывать высокий результат. Заслуги новых сотрудников в прежних подразделениях, конечно, учитываются, но им все равно приходится вживаться в новый коллектив. Фактически начинать с чистого листа. Показывать, чего они стоят, уже другим сослуживцам. Мы очень тщательно, педантично подходим к выработке профессиональных навыков. Если сотрудник не дотягивает до нашего уровня, то он сам это будет видеть. 


И еще на заметку потенциальным кандидатам: у нас есть традиция общаться с их родственниками, женами. Кандидат вообще не должен им говорить, куда он идет до тех пор, пока не оформлен его перевод в "Альфу". Допустим, когда я приходил в подразделение, то командир приезжал к моим родителям. Они только от него узнали, что я собираюсь уходить из Вооруженных Сил, − даже представления о моих планах, мечте стать альфовцем не имели.  

К слову, знаю сотрудников, которые до сих пор не говорят семьям, что служат в "Альфе". Их родные осведомлены об их службе в КГБ лишь в общих чертах. 

- В ноябре 2012 года с обложки "Спецназа" на читателей смотрела вооруженная сотрудница вашего спецподразделения в маскировочной экипировке - снайпер Группы "А". А в публикации "Не надо бояться девушки с винтовкой" мы рассказывали о прекрасной половине "Альфы" из снайперского отдела. Служат ли женщины у вас сейчас? Как профессионалы оценивают подобный опыт?

- Есть как противники работы женщин в спецподразделении, так и те, кто не против или видит в подобной практике положительные моменты. Безусловно, женщинам тяжелее справляться с теми нагрузками, которые сейчас выдерживают мужчины. Однако скажу про тех девчонок, которые служили у нас в качестве снайперов: их выносливости, их отношению к работе, их жизненной позиции и их результатам и парни могут позавидовать. На сегодняшний день, возможно, многие девчонки не знают, что они могут служить в таком подразделении, как "Альфа". Хотя девушки у нас служат, и им дорога в Группу "А" не заказана. И никто не сказал, что, мол, все, мы однозначно даже не будем рассматривать женщин как кандидатов. Думаю, есть такие задачи, при выполнении которых женщина-сотрудница будет более эффективна. 

- Какие основные новшества, внедренные за 30-летнюю историю белорусской "Альфы", вы бы выделили? 

- К концу 1990 - началу 2000-х годов у нас начали развиваться узкие специализации: снайперское, инженерное направления, водолазы, высотники-верхолазы. Инициативные сотрудники, о которых я уже говорил, начали развивать их с нуля. До этого практически все альфовцы одинаково изучали инженерную подготовку, одинаково верхолазную. Но ведь досконально все это могут изучать только узкоспециализированные группы, и возможности обучать всех, оснастить весь личный состав мы не имеем. Теперь такая подготовка проходит на отдельных сборах - специалисты собираются там для занятий в отдельные группы со всех отделов. Это и водолазы, и "парамедики", и щитовики, и взрывотехники, и переговорщики и другие. В частности, при выделении специализаций у нас очень сильно развилось снайперское направление. 

Еще одно из этапных новшеств - создание в Группе "А" в начале 2000-х годов инструкторского отдела. В нем наиболее опытные сотрудники обучают весь личный состав, собирается весь накопленный опыт. Офицеры-преподаватели (все они признанные профессионалы, выходцы из боевых отделов) составляют методические пособия, создают видеофильмы, которые наглядно показывают бойцам, как нужно работать. Инструкторов фактически выбирает личный состав, руководство подразделения. Надо не только обладать навыками и опытом, но и импонировать коллегам умением обучать, доходчиво объяснять и... находить компромиссы. Как известно, в тренировочном процессе встречаются и спорные моменты. Особенно когда внедряются новые элементы боевой подготовки сотрудников, инструктор должен убедить, доказать необходимость новшества. Специфика такова, что чаще всего разные подразделения вместе выполняют боевую задачу. Вполне вероятно, что из отделов будут создаваться общие оперативно-боевые группы с различной численностью. Если в одном отделе будут практиковаться одни способы, а в другом иные, то бойцы друг друга не поймут. А вот налаженные инструкторским составом коммуникация и одинаковая подготовка помогают быстрее понять, что же нужно в бою, как строить взаимодействие. В результате подобной работы сейчас можно смешать сотрудников любого отдела, и они практически одинаково выполнят задачу. Нельзя не вспомнить и такой веховый момент в истории Группы "А" (это случилось на рубеже веков), как адаптация к современным условиям системы боевой подготовки. В ней заложен элемент внедрения новшеств, прописаны возможности отходить от шаблонов и шагнуть дальше, за содержательную часть, которая вложена в инструкцию. 

Также важный момент в истории развития подразделения - выбор режима его повседневной жизнедеятельности. Он обеспечил и эффективное выполнение боевых задач, и учебно-тренировочный процесс, и отдых личного состава, и готовность к пресечению противоправной деятельности в любую минуту. Значимость такой проработки чрезвычайно велика, так как график у нас сложный, меняется и чередуется. Кто-то несет службу в суточном режиме, где-то наступают недельные циклы. Все зависит от того, какую функцию конкретный отдел выполняет в данный промежуток времени. Расписание чередуется, позволяя личному составу постоянно обучаться, совершенствуя уровень подготовки. Правильный режим помогает и четкому управлению, при нем можно системно планировать работу и развитие отделов на год, намечать задачи, давать поручения. 

- Развитие современного спецподразделения трудно представить без международного сотрудничества, обмена опытом с зарубежными коллегами. Как построена эта работа у вас? 

- Близкий круг нашего общения в плане обмена опытом - взаимодействие с коллегами из ЦСН ФСБ Российской Федерации. Сотрудничаем с коллегами из спецподразделений ФСО РФ, Росгвардии. У нас налажены дружеские и тесные отношения со службой специального назначения "А" Комитета национальной безопасности Казахстана, отрядом специального назначения "Альфа" Службы безопасности и информации Молдовы. В летописи нашего подразделения значатся контакты с коллегами из постсоветских стран, Чехии (URNA), Австрии (Cobra), Италии, Германии и других. 

На международных соревнованиях показываем, что у нас есть свои наработки, методики, что мы не отстаем от ведущих спецподразделений мира и открыты к плодотворному сотрудничеству профессионалов. Для нас очень ценны именно те турниры, которые дают опыт либо возможность общения. Одна из целей участия в соревнованиях не только добиться победы, но и зародить контакты с профессионалами из других стран, сотрудничать и развиваться совместно. Так как современный терроризм уже давно вышел за границы отдельных государств, стал международным, и противостоять ему необходимо совместными слаженными усилиями.

Фото из архива Группы “А” КГБ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter