Розничная торговля набирает обороты и точечно борется с проблемами

По спросу и предложение

Рост реальных денежных доходов населения, высокие темпы потребительского кредитования, продажи валюты, промпроизводства потребительских товаров… Пожалуй, это основные причины оптимизма ретейлеров накануне профессионального праздника. Ведь торговля набирает обороты. Причем весьма бодрыми темпами. 

В первом полугодии товарооборот по сравнению с январем — июнем прошлого года в сопоставимых ценах вырос без малого на 10 процентов и составил 21 млрд рублей. Ровно по половине этой суммы пришлось на продовольственные и непродовольственные товары. Причем, что любопытно, фруктов, овощей, рыбы, сахара, макарон и муки мы стали покупать меньше, чем год назад. Зато мяса — больше. Здесь особенно выделяются домашняя птица и дичь — рост почти на 13 процентов, приводит данные Белстат. Динамика есть и по алкоголю. Более чем на треть прибавили продажи слабоалкогольных напитков, почти на четверть — коньяки и бренди, недалеко расположились виноградные вина. Зато в отстающих плодово-ягодные вина. Иной расклад по технике. Например, продажи телевизоров выросли более чем наполовину. Почти на столько же — автомобилей. В лидерах также стиральные машины и машины для сушки белья, верхняя одежда, обувь, косметика. При этом сократились продажи цемента — почти на 14 процентов. Хотя стройматериалов граждане купили без малого на 8 процентов больше. Здесь кроется одна из болевых точек, которую сейчас изучают в МАРТ. Напомним, в июне наблюдались перебои с поставками цемента. На фоне этого посредники подкрутили цены на этот стройматериал. Антимонопольный орган задался вопросом: а есть ли место на рынке антиконкурентным соглашениям? 

В первом полугодии товарооборот по сравнению с январем — июнем прошлого года в сопоставимых ценах вырос без малого на 10 процентов и составил 21 млрд рублей
Фото Владимира ШЛАПАКА

Специальная рабочая группа анализирует ситуацию, изучает всю цепочку поставки цемента до конечного потребителя и поведение производителей. Первый замминистра антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович не отрицает, что нюансов в деле хватает, не все так однозначно: 

— На «Красносельскстройматериалах»  была остановка, по-моему, на десять дней из-за поломки оборудования. Но до этого был очень жаркий июнь — спрос на цемент вырос из-за того, что бетон быстро высыхал. Если в плохую погоду для этого надо три дня, то в жару — день. Поднялся ажиотаж. Мы мониторили ситуацию в рознице. Не повсеместно, но были факты отсутствия цемента. Даже если торговля вносила предоплату, отгрузки приходилось ждать до десяти дней. Сейчас уже вопрос так остро не стоит. К тому же спрос в ненастную погоду не тот. 

Затронули в МАРТ и вопросы развития сферы торговли и общественного питания в сельской местности. Указ Президента № 345, подписанный в прошлом году, был направлен на стимулирование развития этих направлений.

Артур Карпович подвел промежуточные итоги:

— Действие указа распространяется на 65 процентов территории страны, на которой проживает чуть более 1 млн человек, или 36 процентов сельского населения. Налоговыми льготами уже воспользовались 667 субъектов хозяйствования — 171 юрлицо и 496 ИП. Открылись 160 новых торговых объектов и 17 объектов общепита, еще 324 субъекта воспользовались правом продажи алкоголя.

Недавно в МАРТ была создана рабочая группа по выработке предложений по совершенствованию торгового обслуживания на селе. Главный вопрос, стоящий на повестке дня, — неравномерное распределение по регионам и неполный охват территорий действием Указа № 345, а еще недостаточная осведомленность предпринимателей о преимуществах норм указа. По словам Артура Карповича, сейчас отрабатываются предложения о внесении изменений в документ в части распространения льгот на арендодателей объектов на территории сельской местности при использовании их в качестве торговых объектов и объектов общепита. К сожалению, в стране нет программы поддержки развития торговли и общественного питания в сельской местности, а доставка товаров автолавками на расстояние более 11 километров, как правило, является убыточной. Тарифы на электроэнергию для организаций торговли и общественного питания на селе выше, чем для организаций, оказывающих бытовые услуги. Вместе с тем на селе у нас проживает каждый пятый житель страны — 22 процента, или более 2 млн человек. Оно экономически менее привлекательно для торговли, но за последние три года число магазинов в провинции увеличилось на 5 процентов и составило 10,8 тысячи.

КСТАТИ

На пресс-конференции прозвучала еще и такая новость. В качестве эксперимента в отдельных районах страны собираются ограничить продажу алкоголя. Вот что сказал по этому поводу первый заместитель министра Артур Карпович:

— Вопрос обсуждался на уровне Правительства, принято решение провести на определенных территориях эксперимент — распространить ограничение на продажу алкоголя. 

Эксперимент проведут для того, чтобы потом изучить, как это повлияет на сокращение уровня преступности и снижение криминальной обстановки в регионе. 

— Конкретных районов я еще не видел, но что схема принята к исполнению, это да, — констатировал Артур Карпович.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter