Знаменитой трассе М1 «Беларусь» исполняется 80 лет

По союзному тракту

Первого октября 1938 года Россия и Беларусь стали еще ближе другу другу: именно тогда, 80 лет назад, началась активная фаза строительства автомагистрали Москва — Минск. Сегодня она обозначена на картах как трасса М1 «Беларусь».

Так выглядит одна из нынешних развязок трассы М1 «Беларусь» с борта вертолета
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «АВТОДОР»

Трасса берет начало на пересечении Можайского шоссе и Московской кольцевой автомобильной дороги и доходит до границы с Беларусью, обходя древние русские города Можайск, Гагарин (ранее Гжатск), Вязьму, Дорогобуж, Ярцево и Смоленск. Далее дорога переходит в автомагистраль в направлении Минска, Бреста и Варшавы... Сегодня эта трасса является частью европейского маршрута E30 и азиатского маршрута AH6. Общая протяженность — чуть менее семисот километров.

Для осуществления стратегического проекта 1 октября 1938 года было создано Управление строительством дороги, которое дислоцировалось в городе Вязьме. Было создано девять отделений вдоль трассы: в Голицыно, Гжатске, около Вязьмы, в Ярцево, Гнездове, Бобре, Приямине, Борисове и Жодино...

Конечно, последние 80 лет дороги — это лишь страничка в истории этого сухопутного пути, столетиями соединявшего Европу и Россию. Достаточно взглянуть на названия городов и поселков вдоль нее. Тут по обочинам древнего тракта и былинные Гнездовские курганы, и Жодино, основанное еще Богуславом Радзивиллом, и иные летописные города. По этому пути в разное время прошагали отряды короля Сигизмунда, бравшие Москву, и дружины Минина и Пожарского, прогнавшие непрошеных гостей обратно. Летом 1812 года по ней на восток браво продефилировала армия Наполеона, а спустя несколько месяцев остатки ее без оглядки бежали восвояси... Современная М1 «Беларусь» не везде в точности совпадает со старым Смоленским трактом.

Магистраль должна была стать первой в СССР дорогой с твердым асфальтовым покрытием
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «АВТОДОР»

  Но чаще все же совпадает, как и прежде сохраняя свое огромное стратегическое значение.

Третьего мая этого года в Голицынском филиале российской компании «Автодор» открылся музей, посвященный 80–летней истории трассы М1 «Беларусь». Сотрудникам филиала удалось собрать прекрасную экспозицию — много архивных фото и документов, вырезки из старых газет, армейские трофеи, которые были найдены во время работ по расширению дороги уже после войны — на местах боев: каски, фрагменты взорванных автомобилей.

По словам директора музея Галины Поповой, начинали строительство новой грандиозной дороги более ста тысяч человек. Кроме всего прочего, им предстояло «перекинуть» 115 мостов через реки, включая Днепр и Вопь. Дорога с первых дней вошла в разряд крупнейших советских строек, проектировщики оценили ее стоимость в один миллиард советских рублей! Деньги по тем временам сумасшедшие.

Вот лишь некоторые «отягчающие» в финансовом плане обстоятельства: магистраль должна была стать первой в СССР с твердым асфальтовым покрытием, а чтобы ее не разбивали гусеницы тракторов, по обочинам намечалось оборудовать специальные тракторные пути. Пересечения с железными путями предполагалось провести на разных уровнях и без светофоров. Через каждые пять километров проектировщики заложили специальные проходы для скота...

Миллиард рублей показался советскому руководству неподъемной суммой. Последовало распоряжение удешевить проект — на 400 миллионов. Стоимость рабочей силы при этом не учитывали, поскольку ударный объект должны были строить заключенные.

Такой была одна из развязок в первые годы строительства
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «АВТОДОР»

  К слову, уже тогда пересечения с железнодорожными путями проектировались на разных уровнях и без светофоров
Вот как вспоминает первые годы строительства уроженец деревни Высоцкое Сафоновского района Смоленской области Иван Абрамов. «Рабочий день... был 10–12 часов... Основная масса строителей работала под усиленной охраной. Но были и такие, кого не охраняли. В основном это заключенные с небольшими сроками».

Такие, по воспоминаниям Ивана Абрамова, даже были расквартированы по близлежащим деревням, а на работу ходили строем, с развернутым красным знаменем.

Есть также свидетельства, что «минку» бок о бок с заключенными строили и молодые парни и девчата, прибывшие сюда по комсомольским путевкам. Рассказывают, что заключенные «тянули» одну сторону дороги, а комсомольцы — другую.

Научный сотрудник Смоленского мемориала «Катынь» Оксана Корнилова, много лет работавшая с архивами НКВД и написавшая книгу «Как строили первую советскую автомагистраль», подтверждает, что «несмотря на то, что ударная стройка велась, как говорится, за колючей проволокой, на ней трудились и обычные люди». По словам историка, на объект собрали со всего Советского Союза лучших инженеров–дорожников и лучшую на то время технику, многие «приходили на работу как на простом советском предприятии».

О военных годах прославленной магистрали написано очень много страниц. Обозревателю «СОЮЗа» посчастливилось познакомиться с человеком, который на протяжении многих лет возглавлял трассу М1 «Беларусь». Да, его должность так и называлась: начальник автодороги Москва — Минск. Это Виктор Николаевич Куртин. Сейчас Виктору Николаевичу уже за семьдесят, он давно на пенсии. Сейчас заканчивает книгу, посвященную истории дороги. На следующий день после нашей беседы Куртин уезжал в Минск на традиционную встречу с белорусскими коллегами–автодорожниками.

— К началу 1941 года, — рассказывает Виктор Николаевич, — магистраль в общих чертах была готова, многие отрезки уже были «одеты» в асфальтобетон. Но вскоре «минка» превратилась в важную фронтовую магистраль, а часть строителей и обслуживающего персонала ушла на фронт. Остались в основном женщины. Однако вскоре фронт сам нагрянул на трассу — к осени 1941 года вся дорога от 73–го километра оказалась в руках немцев... Ненадолго, — улыбается Куртин. — Уже с декабря 41–го она стала дорогой победоносного наступления Красной Армии.

Виктор Николаевич привел мне такой яркий пример. В Москве в Музее Вооруженных сил СССР хранится записка солдата Александра Виноградова, датированная февралем 1942 года. Ее после войны в дупле березы, росшей на 148–м километре, обнаружил плотник совхоза «Некрасовский» Московской области Смирнов. Александр Виноградов спрятал свою записку в винтовочную гильзу, поэтому она и сохранилась. «Нас было 12 послано на Минское шоссе, преградить путь противнику, — пишет Виноградов. — Мы стойко держались. И вот уже нас осталось трое... Но враги лезут без пощады. Уже на дороге горят машины. Нас двое. Мы будем стоять, пока хватит духа...»

Солдат заканчивает свое послание такими словами: «Возможно, я умру. Но может, кто найдет когда–нибудь эту записку и вспомнит героев. Из Фрунзе, русский. Родителей нет. До свидания, дорогие друзья. Александр Виноградов».

Отступая, немцы фактически разрушили минскую трассу и большинство коммуникаций вдоль нее. Как рассказывает Сергей Кельбах — глава Российской госкомпании «Автодор», курирующей Минское шоссе, последние годы в каждый канун Дня Победы на 71–м километре трассы М1»Беларусь» у единственного в России памятника воинам–дорожникам собираются ветераны–строители, «те, кто нес эстафету и передал ее молодым поколениям российских автодорожников».

— Их труд всегда оставался за кадром, — говорит Сергей Кельбах. — Они на своих плечах держали балки небольших мостов, по которым пехота переправлялась на другой берег. И не было бы столь активного наступления советских войск, если бы оперативно не восстанавливались разрушенные фашистами дороги и мосты.

«Автодор» курирует Минское шоссе с 2010 года и намерен широко отметить 80–летний юбилей. В программе — различные торжества и автопробег Москва — Минск с участием самих дорожников.

В ТЕМУ

По мнению специалистов, к 2021 году транспортный поток по Минскому шоссе увеличится с нынешних 30 тысяч машин в сутки до 50 тысяч, и для транзитного транспорта придется вводить несколько платных участков со скоростным движением. В качестве подготовки к этому уже сейчас возводятся надземные переходы, строятся развязки, разворотные петли и путепроводы. Предусмотрена установка разделительного барьера между встречными полосами. Однако полностью платной М1 не будет никогда, уверяет глава Российской госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах, а альтернативой платным участкам станет Можайское шоссе — до 107–го км, а дальше — Старая Смоленская дорога. Кроме того, госкомпания совместно с Ростуризмом и Ассоциацией караванеров России планирует оборудовать современные площадки для автокемперов.

bush@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter