По–соседски мы живем

Для кого–то 9 километров — незначительное расстояние, а для них — дорога из одной жизни в другую
Для кого–то 9 километров — незначительное расстояние, а для них — дорога из одной жизни в другую

Сельского главу Александра Резанко в деревне Дивин Кобринского района называют по–местному ласково — «председательку». Такое вот белорусское почтение с украинским акцентом. Почти половина жителей этой приграничной деревни — украинцы.

Они начали переезжать сюда в конце 1980 — начале 1990–х. Тогда преодолеть нужно было несколько километров, теперь — два пункта пропуска через границу. Тогда можно было ходить друг к другу в магазины, подсобить трактором и просто дружить семьями. Теперь многое изменилось, кроме одного: украинцы по–прежнему мечтают поселиться в Беларуси.

— Наша деревня Ольховка лет 20 назад относилась к разряду вымирающих, — рассказывает председатель Новоселковского сельсовета Василий Ольшевский. — Но там по плану построили животноводческий комплекс. Для украинцев, которые и в те времена жили беднее нас, это — работа, а значит, жизнь. Переехало сразу несколько семей. Сегодня уже выросли их дети, создали свои семьи. В итоге сейчас из маленькой Ольховки в школу ездят 30 ребятишек.

В соседний Дивинский сельсовет за последние 5 лет из–за восточной границы переехало 45 человек. Только в советские времена к богатым соседям ехали заработать деньги, а теперь просто хотят выжить. Потому и соглашаются на любую работу и работают дружно, целыми семьями, не жалея сил и времени.

Грядки у Елены Штык прополоты аккуратно, но засеяны не рядками, как в белорусских огородах, а квадратно–гнездовым способом, как в Украине. Привычка. Уже больше 10 лет живет с этой стороны границы, а огород сеет, как учили родители, которые живут по ту сторону.

— Сначала нам не хватало купонов, а теперь какие там деньги заработаешь, — по–своему объясняет она экономическую проблему и главную причину переезда.

Еще в 1994 году Лена школьницей на велосипеде ездила в белорусские колхозы на заработки. А когда вышла замуж, вместе с мужем решили окончательно перебраться в Кобринский район. Первое жилище — ветхую избушку — помог приобрести брат, который еще раньше обосновался в Каменецком районе. А теперь Елена и Владимир возводят свой дом. Конечно, ударной стройку не назовешь, хотя колхоз и помогает техникой и материалами. Но все работы выполняют сами и только за собственные деньги. Трудиться приходится в две смены — с пяти утра до часу ночи. Сначала в колхозе: она — дояркой, он — столяром, потом дома огород, поросята, коровы. Но неунывающие Лена и Володя рассуждают о своих буднях легко и с юмором. Такой у них характер.

— Зарплата нам не нужна, мы ее сразу в банк кладем под проценты. Продукты все производим на «своем заводе». А 31 декабря в прошлом году наконец получили гражданство. Теперь кредит возьмем.

На прощание Лена угощает меня душистым серым хлебом. Так и не привыкли они к черному, и все, включая хлеб, действительно делают сами.

— Мы хотим, чтобы наши дети росли именно здесь, где спокойно и есть перспектива, — делится хозяйка планами на будущее.

Пройти процедуру получения гражданства нелегко, одних документов несколько десятков предоставить нужно плюс каждый грамотно перевести на два языка. Поэтому многие так и живут десятилетиями с видом на жительство.

Леся Бенедисюк вместе с мужем и детьми переехала в поселок Ореховский в начале 1990–х, но гражданства до сих пор не имеет. Пару лет назад она открыла свое дело. Говорит, иностранкой себя не чувствует, разве что медицина платная. Но и этот факт находчивые украинцы обернули в свою пользу. Появился бесспорный стимул вести здоровый образ жизни.

Самое оживленное место в поселке — площадь перед домом культуры и магазином. Здесь же еще одно бойкое торговое место — коммерческий киоск. В общем, все, что нужно, для того чтобы прогуляться с пользой. А можно просто полюбоваться удивительно красивыми пестрыми клумбами. Среди отдыхающих в будний день — в основном мамы с колясками. Подхожу к одной из них. Александра Самаркина из Волынской области переехала 12 лет назад с родителями. На новом месте встретила мужа — «гарного белорусского хлопца». В метрике маленькой Полины записали его национальность.

Секретарь сельисполкома Наталья Вакульчик регистрирует новорожденных:

— Когда один из родителей белорус — это понятно, но ведь часто бывают и другие ситуации: мама украинка и папа украинец, а ребенка требуют записать белорусом! — констатирует она характерный для этих мест факт.

По выходным украинцы ездят или даже ходят в гости к родственникам. Правда, это не так просто. К примеру, если мать ведет внука к бабушке с дедушкой одна, обязана предоставить заверенное в сельсовете разрешение отца. Иначе не пустят. Даже если с мужем в разводе и найти его невозможно, все равно не видать бабушке внука, хоть и разделяют их только 9 километров.

На этой границе белорусско–украинские корни переплелись прочно, на века. Случается, загуляет свадьба, и наполняется деревня песней, и поют они вместе и «Розпрягайте, хлопцi, конi» и «Касiў Ясь канюшыну». Петь мы умеем и любим одинаково.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter