По-соседски

С Виктором Корбутом по стране и миру

В Белосток на выходные? Да, когда–то мы без проблем ездили за покупками в ближайший польский город, совсем без виз — по символическим ваучерам. И, наверное, многие побывали в знаменитом отеле «Голембиовски» — недорогом пристанище. Романтические туры и рейды на рынок — в общем–то этим и ограничивался весь туристический ассортимент. Ни одна фирма никогда не пыталась организовать экскурсию по белорусскому Белостоку и окрестностям. Хотя вообще в соседнем с нами Подляшском воеводстве все очень тесно связано с историей и культурой нашей страны. Убедиться в этом вы при желании сможете, посетив сегодня выставку «СМI ў Беларусi», где найдете информационные бюллетени Культурного центра Беларуси в Польше и о многих проектах узнаете сами. Но кое о чем стоит сказать отдельно.


Самый знаменитый национальный парк Европы, внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, — Беловежскую пущу — мы считаем своей гордостью, символом Беларуси. Хотя так же могут сказать и поляки. Ведь вместе мы, по сути, делим заповедник на двоих. Только если со стороны Белостока туда едут голландцы, то через Брест — россияне. А вот Августовский канал, также разрезанный между двумя государствами и, кстати, предложенный в престижный топ–лист ЮНЕСКО, мы начали использовать совсем недавно. Хотя поляки еще в период между Первой и Второй мировыми войнами на шлюзе Домбровка устраивали «Праздник моря», а по маршруту Гродно — Августов — Гродно курсировали два пассажирских колесных парохода. В то время эти земли целиком принадлежали Польше.


На весенней ярмарке «Отдых–2011» Подляшское воеводство заняло целый стенд. И это сигнал: соседи хотят видеть белорусов гостями в своем крае. В некоторых гминах (сельсоветах по–нашему) активно используется белорусский язык — как раз в районах, прилегающих к Беловежской пуще. Это юг Подляшья (пограничный статус региона объясняется уже самим его названием, что значит «под ляхами», то есть «рядом с поляками»). На севере, где проходит Августовский канал (с нашей стороны по нему уже курсируют теплоходы «Ольга Соломова» и «Неман» — инфраструктура налаживается), живут литовцы. Им также дана некоторая культурная автономия, литовский язык используется в качестве второго в учреждениях. Между местечками Пуньск (Польша) и Лаздияй (Литва) проводят фестивали кухни, фольклора, прокладывают велосипедные маршруты.


А вскоре должно заработать соглашение, по которому жители белорусско–польского пограничья, проживающие не далее чем в 50 километрах от государственного рубежа, смогут без виз, по спецпропускам, перемещаться из страны в страну. Это может стать маленьким началом большого туризма.


Что далее? В Европе модно подчеркивать мультикультурность приграничных регионов. Французы с немцами, немцы с поляками, латыши с литовцами создают совместные транзитные маршруты. У нас с Подляшьем более чем огромный выбор возможностей для кооперации. Жировичский монастырь на Гродненщине, готические церкви в Мурованке и Сынковичах, католическо–православно–иудейский Слоним, не говоря о самом Гродно, вызовут интерес у поляков. К слову, Гродно и Белосток связывает имя Людвика Заменгофа — создателя языка эсперанто. Нам важны Заблудов, где в XVI веке был основан центр восточнославянского книгопечатания, близлежащий Супрасль с готико–ренессансной церковью XVI века, фрески которой давно «прописались» в академических исследованиях по белорусскому искусству. Кроме того, в год 70–летия начала Великой Отечественной войны стоит вспомнить, что немцы шли на Белоруссию как раз через Подляшье. И здесь, под Белостоком, на «Линии Молотова», разворачивались первые бои. Эти пласты прошлого еще только предстоит поднять, чтобы они заработали в туризме.


Хотя в путеводителях и проспектах с рекламой Подляшского воеводства, привезенных на выставку «Отдых–2011», я нашел немало белорусской фактуры. В регионе, например, очень гордятся «самым популярным в мире польским художником» Леоном Тарасевичем, который сам считает себя белорусом.


Очень ценят в Подляшье реликты еврейской культуры (скажем, в Тыкоцине главная достопримечательность — синагога, восстановленная еще в 1970–е годы и ставшая музеем, на чем мог бы «сыграть» и Слоним с аналогичным по параметрам храмом XVII века, но тот, увы, закрыт и неотреставрирован). Ежегодно в селе Крушиняны проводят фестиваль польских татар, а в Новогрудке и Ивье при татарских общинах действуют старинные мечети.


На то мы и соседи, чтобы делиться опытом. Листая каталог агроусадеб Подляшья, я с радостью отметил, что в этой сфере мы уже не ученики, а равные партнеры. Сельская глубинка с аутентичной атмосферой может также стать полем для совместных проектов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter