«По случаю выхода первого номера…»

О чем писала газета «Рэспублiка» ровно 20 лет назад

Ровно 20 лет назад «Рэспублiка» писала об антибиотиках в детском молоке и первой пересадке сердца

В преддверии дня рождения нашей газеты мы смахнули пыль с архива и извлекли на свет тот самый первый номер «Рэспублiкi», который вышел 14 июня 1991 года. Подобно реликвии, старенькая подшивка обошла из рук в руки весь шестой этаж Дома прессы. Старожилы редакции неожиданно вспомнили: а ведь гонорар от первого номера пошел на доброе дело. Журналисты сделали подарок дому-интернату. И правда, в следующем номере «Р» мы нашли заметку такого содержания: «Рэспублiканцы» решили купить картину заслуженного художника Беларуси Леонида Щемелева и передать ее Ивенецкому дому-интернату. Сохранилась ли картина и что на ней изображено?

В Ивенце откликнулись на нашу просьбу и вскоре перезвонили.

— Есть такая картина, — сообщила директор дома-интерната для детей с особенностями физического развития Елена Петрашкевич. — Она называется «Синий парус» и датирована 1987 годом. О том, что это подарок, говорит дарственная надпись. А хранится картина в нашем музее.

Символично все-таки получилось с парусом. Наши постоянные читатели, должно быть, помнят экспедиции яхты «Газета «Рэспублiка» в 2003-м, 2004-м и 2008 годах. Журналисты прошли под парусом более тысячи километров по Березине и Днепру, Западной Двине и Припяти. Сколько было ярких встреч и интересных газетных публикаций!

— С картиной вы тогда угадали. Наши дети тянутся к искусству, и работы профессиональных мастеров помогают им в этом, — говорит Елена Сигизмундовна. — У нас на всех стенах в классах и коридорах висят рисунки. Некоторые ребята побеждают на районных конкурсах юных художников. Что самое трогательное: несмотря на непростую судьбу этих детей, в их рисунках нет озлобленности, печали, тревоги. Нарисованные мамы никогда не плачут...

Чем же был примечателен первый номер газеты «Рэспублiка»? Мы выбрали несколько интересных, на наш взгляд, материалов. Актуальны ли они 20 лет спустя и что стало с героями публикаций?

Он был первым

Одна из заметок начинается так: «Первый житель Белоруссии, которому в 1990 году была сделана операция по пересадке сердца, — витебчанин Андрей Лещенко (очевидно, операция проводилась в Москве. — Прим. ред.). Недавно Андрей стал отцом». Вот это новость! Как сложилась дальнейшая судьба этого человека, о котором в Беларуси сегодня ничего не известно? Где сейчас его сын — ровесник нашей газеты? Справочная служба дала семь телефонных номеров на фамилию Лещенко в Витебске. Увы, все оказалось не то. Скупую информацию удалось получить в Витебском областном кардиологическом диспансере.

— Такой человек, Лещенко Андрей Валентинович, действительно наблюдался у нас в начале 1990-х. Судя по записям в карточке, последний раз он был на приеме в январе 1995 года, — рассказал нам главврач диспансера Владимир Луговой. — А в конце страницы сообщается, что он умер в том же 1995 году в Москве.

Остается лишь предположить, что семья Лещенко переехала в Москву и осталась там жить. По крайней мере, нам точно известно, что первое пересаженное сердце билось в груди белоруса пять лет...

Посох, приносящий удачу

«К достопримечательностям города над Неманом прибавится еще одна: памятник-бюст доктору медицинских наук Жаку-Эммануэлю Жилиберу». В этой публикации речь идет о постановлении Совета Министров Беларуси о сооружении памятника французскому натуралисту, основавшему в Гродно акушерскую школу и клинический госпиталь. Скульптура Жилиберу появилась в Гродно только в 2007 году. Звоним ее автору Владимиру Пантелееву.

— Все не совсем так. Эскизом для меня хоть и служили фотографии единственного сохранившегося бюста Жилибера, созданного при его жизни, но официально скульптура называется «Горожанин XVIII века». Жилибером ее уже нарекли жители Гродно, — пояснил скульптор. — Создание памятника — это намного серьезнее. Должно быть общественное обсуждение, творческий конкурс и т.д. Парковые же скульптуры были моей личной инициативой. Хотя если к вопросу памятника еще вернутся, то буду не прочь принять участие.

А пока Жилибер даже в образе горожанина снискал популярность. Народная молва гласит, что посох в его правой руке приносит удачу, если за него подержаться.

«Шаноўны ўрад, прымi прапанову»

«Уявiце, падлятаеце вы да Парыжа — аэрапорт Шарля дэ Голя, Дэлi — Iндзiры Гандзi, Нью-Йорка — Кенэдзi... А ў нас? Мiнск-1, Мiнск-2. Як кажуць, крызiс жанру: вышэй лiчбы думка не ўзнялася. А як было б добра, калi б наш аэрапорт Мiнск-2 насiў iмя вядомага ўсяму свету Францыска Скарыны... Ён можа стаць прадметам нацыянальнай гордасцi i свайго роду сiмвалам рэспублiкi». Под этой заметкой стоит подпись «В. Кiрсанаў, грамадзянiн Беларусi». А напечатана она была в рубрике «Шаноўны ўрад, прымi прапанову».

Интересно, получило ли ход это предложение, обсуждалось ли всерьез?

— Об инициативе переименования слышу впервые, — ответил нам по телефону Валерий Ефименко, помощник генерального директора Национального аэропорта Минск. — Да, раньше был Минск-2, но в 2000 году предприятие было преобразовано и утверждено нынешнее название. Действительно, в некоторых странах аэропорты называют в честь известных людей. К вашему списку можно добавить, например, аэропорт Фредерика Шопена в Варшаве. Но чаще названия имеют географическую привязку — Домодедово, Борисполь, Рига и т.д. Не думаю, что сегодня необходимо что-то менять. К тому же вскоре аэропорт Минск-1 исчезнет и на его месте появятся жилые кварталы. Тогда ни у кого не будет возникать путаницы.

«А зубы, как у собаки»

Под рубрикой «Рекорды республики» размещена заметка о том, как минчанин Виктор Леганьков выловил в Нарочи на спиннинг щуку весом 13 килограммов 100 граммов. И рядом фотография счастливчика с огромным монстром. Мы разыскали мобильный телефон Виктора Федоровича и застали его на даче. Хорошо ли он помнит тот улов?

— А как же не помнить! Зубы у той щуки были, как у собаки. Пол головы бросил в ведро с окуньками — и получилось целое ведро ухи, — вспомнил пенсионер. — Щучью челюсть я увез в Минск и сделал трофей. Наверное, где-то дома он до сих пор лежит, давно его не видел.

— С тех пор что-нибудь крупнее ловили? — поинтересовались мы.

— Да я, в общем-то, не ахти какой рыбак. Только на Нарочи тогда и подфартило. Первый день в санатории, поплыл, можно сказать, на разведку — и такая удача…

Нитраты в детском питании

Конечно, в первом номере нашлось место и большим критическим материалам. Искать параллели с днем настоящим нелегко: времена изменились, стало иным качество жизни. В статье обозревателя Александра Рудницкого «Пейте, дети, молоко — будете здоровы!» речь шла о проблемах производства молочного питания для малышей. Ситуация в 1991-м складывалась весьма неприглядная: в поставляемом на переработку молоке для производства детских смесей чего только не находила санстанция: пестициды, нитраты, антибиотики, кишечную палочку… «В республике определены хозяйства, которые должны поставлять молоко исключительно для производства детского питания. А условия содержания и кормления животных там такие же, как и на остальных фермах...»

В целом первый номер «Р» оказался интересным. Об этом говорят и последовавшие за ним отзывы читателей. Приведем один из них: «Газету читал в электричке, проехал две лишних остановки. На третьей меня оштрафовали. Прошу возместить причиненный ущерб. К. Кисель, Барановичи». И ответ редакции: «По случаю выхода первого номера и в порядке исключения возмещаем…»

На снимках: так выглядела первая полоса номера газеты «Рэспублiка» за 14 июня 1991 года; та самая картина в руках у директор а Ивенецкого дома-интерната Елены ПЕТРАШКЕВИЧ.

Фото: Владимир СТАТКЕВИЧ, Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter