По следу Стрибога

Новый год наступит уже сегодняПервыми в Беларуси Новый год встречают участники клубов исторической реконструкции, которые занимаются изучением старинных славянских традиций. Наши предки-язычники начинали отсчет каждого следующего года с дня зимнего солнцестояния — 22 декабря. Считалось, что в этот день умирает старое солнце и рождается новое. Потому 22 декабря самая длинная ночь и самый короткий день в году. Именно в этот день и праздновали в старину Коляды. Само слово “Коляды” означает поворот “ко Ладе”. Ладой в старославянской мифологии звали богиню тепла и плодородия.

В Коляды, по традиции, славяне отправлялись  из Яви в Навь — потусторонний мир,  чтобы проводить солнце прошлого года. Участники минского клуба исторической реконструкции “Родовит” празднуют Коляды в соответствии с исконными славянскими традициями уже не первый год. Чтобы попасть в Навь, надо перейти Калинов мост — его может символизировать поваленное дерево через ручей или самый обыкновенный мостик. Попав “на ту сторону”, надо вывернуть наизнанку одежду или прикрыть лицо маской. Ведь изменился и ты сам, и мир вокруг: теперь в лесу в нескольких километрах от столичной кольцевой можно запросто встретить ведьмарку или лешего, волхва, Перуна или Зюзю. И ведьма — не ведьма, а третьекурсница одного из минских вузов, и волхв в миру — сотрудник рекламного агентства, да только каждодневная суета современности остается где-то за пределами заснеженного навьего леса, где творят тысячелетней давности обряды люди, одетые в вышитые льняные одежды, меха и кожаные поршни.
Роли распределяются заранее, поясняет старейшина клуба “Родовит” Лисица (Ирина Гринчук, студентка МГЛУ). Но от участников действа требуется артистизм и сообразительность, ведь в зависимости от того, отгадают или нет странники по потустороннему миру ведьмину загадку и что ответят другим обитателям Нави, меняется и дальнейший сценарий.
Аутентичный пир, который следует за благополучным возвращением в Явь, не предполагает ни водки, ни чая-кофе, ни даже блюд из картошки — наши предки заменяли ее репой. Соленые грибы, блины, жареное на открытом огне мясо, пироги, окрошки, каши, сбитень, медовуха и мёды  разных видов, вареные и ставленые,  с пряными травами и ягодами. И, разумеется, никакого табака — курение, как и все прочие “блага цивилизации”, нарушающие дух реконструируемой эпохи, на аутентичных праздниках строго запрещено.
За шумным застольем традиционно следуют игры. Попроще — в ящера, коняшки, моргалки, и более “жесткие”, требующие серьезной физической подготовки: в старину такие игры были и веселой забавой, и тренировкой, развивающей выносливость и необходимые для битвы навыки.
К слову, многие из старинных игр дожили до наших дней, видоизменившись и “повзрослев”. К примеру, игру-прародительницу хоккея когда-то придумали викинги, а славянская игра “кожаный мяч” (мяч набит козьей шерстью и довольно тяжел) напоминает современный волейбол.
Крона и корни
Клубы военно-исторической реконструкции появились в странах Европы в 60—70-х годах прошлого века. В наши широты мода на реконструкцию ушедших эпох докатилась в начале 1990-х, когда как грибы после дождя стали появляться в Беларуси рыцарские клубы. По сей день их у нас больше всего. Направлений исторической реконструкции сейчас множество — татары, древние шотландцы и ирландцы, балты, викинги... Удивительно, но клубов, занимающихся реконструкцией уклада жизни славян на наших исконно славянских территориях — единицы. Если точнее, в Беларуси — всего три. Может быть, так мало их потому, что восстановление традиций и обычаев наших предков — процесс очень уж трудоемкий.
— В Скандинавии, к примеру, особенности почв таковы, что там сохранилось гораздо больше старинных предметов быта, — поясняет Ирина. — Наша почва пропускает кислород, металл окисляется и ржавеет. Тем более что наши предки изделий из металла создавали относительно немного, в основном предметы быта делались из кожи, ткани, дерева, которые разрушает время.  Кроме того, наша земля пережила столько войн, из века в век уничтожавших письменные источники, летописи и другие документы... Поэтому знания приходится собирать буквально по крупицам. Но, мне кажется, мы делаем очень нужное дело, ведь историческая реконструкция — это не только воспроизведение материальной культуры минувших веков, как может показаться на первый взгляд. Это еще и возрождение забытых технологий производства, музыки и танцев, традиций, обычаев, верований и нравов наших предков. Все это помогает глубже прочувствовать их мировосприятие и в итоге лучше понять самих себя. Образно говоря, они — корни, а мы — крона. Но разве может жить крона без корней? Не хочу быть высокопарной, но слова “Родина” и “род” — одного корня.
С минувшим на вы
Люди, серьезно занимающиеся реконструкцией, без большого уважения относятся к тем, кто предпочитает видеть лишь внешнюю, праздничную, фестивальную сторону этого движения: нашьют магазинную тесьму на рубашку и красуются перед туристами. Хотя и празднует “Родовит” все славянские праздники — и Масленицу, и Купалу, и множество других, справляет даже аутентичные свадьбы и праздники имянаречения, но большую часть времени современные “древние славяне” проводят не на пирах за чашей медовухи и даже не на богуртах с мечом в руке, а в библиотеке, за чтением научных статей по истории и археологии, или в музеях, или в самостоятельно организованных этнографических экспедициях по Беларуси, в ходе которых собирают старинные песни, учатся кузнечному мастерству, ткачеству и прядению, резьбе по дереву и прочим народным ремеслам.
— Вещи, которые когда-то давались человеку огромным трудом, сегодня можно просто купить в магазине, — говорит старейшина Лисица. — Но вещь, созданная своими руками, и сошедшая с конвейера — совсем не одно и то же. Созданная по старинной технологии — хранит тепло твоих рук.
Сегодня в “Родовите” кроме десятка “старожилов” — еще столько же недавно вступивших в клуб старшеклассников и студентов от 14 до 22 лет.
— Приходя к нам, люди зачастую не умеют даже пришить пуговицу, — рассказывает Ирина. — И постепенно обучаются очень многому, что пригодится в жизни.
Исторические костюмы участники клуба шьют себе сами. Из тонкого домотканого льна девушки кроят нижнее платье. Верхнее платье (из более плотной натуральной ткани) надо украсить вышивкой или тесьмой, точно такой же, какой украшали одежду славянские мастерицы тысячелетие назад. Парни сами плетут кольчуги, куют боевые топоры, делают щиты, шьют набитые льняным волокном и козьей шерстью поддоспешники. Мечи в раннем средневековье были дороги, дорогим их производство осталось и теперь. Так что выковать добрый меч или купить у умельца и нынче может далеко не всякий.
Аутентично производится не только одежда, но и посуда, глиняная и деревянная, кованые котлы и сковороды, палатки и спальные шкуры, войлочные подстилки и шерстяные одеяла.
Реконструкция — процесс трудоемкий, и клубы стараются держаться вместе, сотрудничать и обмениваться опытом. “Родовит”, участник всех проводимых в Беларуси исторических фестивалей, дружит не только с белорусскими клубами. Ребят приглашают на фестивали исторической реконструкции в Россию,  Украину, Польшу и даже Швецию. На недавнем фестивале под Львовом “Родовит” был единственным гостем из-за пределов Украины, и в Минск ребята привезли грамоты от организаторов фестиваля и приятные воспоминания об общении с губернатором Львовской области и украинским телевидением.
— Современные молодые люди с удовольствием смотрят фильмы про викингов, увлекаются реконструкцией рыцарства Западной Европы. Но ведь и в нашем прошлом множество интереснейших обычаев, увлекательных событий и вызывающих восхищение исторических фигур. Просто, к сожалению, большинство наших соотечественников об истории своих предков знает очень мало — гораздо меньше, чем о культуре и истории других стран, — говорит Ирина.
Назад в будущее
— Не надо думать, что, восстанавливая мир ушедшей эпохи, мы пытаемся отгородиться от окружающей нас действительности. Изучение опыта далеких прадедов позволяет лучше разобраться в дне сегодняшнем, — говорит старейшина Лютовер (Дмитрий Леснов).
А в дне сегодняшнем у энтузиастов исторической реконструкции древних славян проблем хватает. Ютятся два десятка студентов и школьников в маленьком помещении на окраине города, в сухаревском Центре творчества детей и молодежи, которое к тому же делят с секцией настольного тенниса и бильярдистами. Здесь клубные мастерские, здесь проходят общие собрания “Родовита”. Чтобы достойно защищать в богуртах и поединках на фестивалях, в том числе и международных, честь клуба и своей страны, парни из “Родовита” зачастую тренируются под открытым небом: зала для отработки приемов исторического фехтования у них нет. Разумеется, есть люди, которые в силу служебного положения и личных моральных качеств оказывают помощь увлеченным ребятам. Это в первую очередь Ирина Абламейко, руководитель клуба “Юность”, который  выделил “Родовиту” помещение, пусть и небольшое. Отдельную благодарность ребята высказывают руководству расположенной в Столбцовском районе турбазы “Высокий берег”, предоставившей площади для участников первого съезда белорусских раннесредневековых клубов. Но внимание облеченных властью взрослых не слишком часто обращается на проблемы инициативной молодежи. Делают что-то сами — и молодцы. А ведь неплохо было бы поддержать хорошее начинание. Ведь это и патриотическое воспитание, и популяризация родной истории. А кроме того, развитие клубов реконструкции именно нашей старинной культуры — в перспективе  один из действенных факторов привлечения в нашу страну зарубежных туристов.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter