Милицией задержано более 20 человек, которые крали деньги у граждан с использованием реквизитов их банковских платежных карт

По следу дропов

Свыше 100 человек признаны потерпевшими. Ущерб огромный — более миллиона белорусских рублей. На брифинге в Следственном комитете рассказали подробности спецоперации.


Сейчас управлением Следственного комитета по Минску расследуется данное преступление. В одном производстве соединено более 100 уголовных дел. Еще 30 в этот список планируют добавить.

Владимир Зайцев, замначальника главного управления по противодействию киберпреступности МВД, рассказал журналистам:

— «Переодеваясь» в сотрудников различных банков нашей страны, они искусно манипулировали жертвой: сообщали ложную информацию о совершаемом хищении с банковских счетов. После чего звонящие предлагали гражданам для предотвращения несанкционированных операций либо сообщить реквизиты своих карт, либо перевести деньги со своего счета на ложный, либо предоставить доступ к системе дистанционного банковского обслуживания и сообщить коды, приходящие на телефон. Иногда просили установить на смартфон специальное приложение для удаленного администрирования. На протяжении года они осуществляли телефонные звонки через виртуальные номера зарубежных операторов или использовали мессенджеры.

Далее все просто: завладев необходимыми сведениями, злоумышленники получали возможность похищать деньги путем оплаты товаров в интернет-магазинах. Также они переводили средства на контролируемые ими счета и платежные карты, зарегистрированные на имя подставных людей — дропов.

После этого под руководством организаторов аферы и дроповодов обнальщики, как правило, получали наличные деньги в банкоматах. За вычетом процента от суммы (примерно от 2 до 10 процентов) деньги передавались представителям так называемых битов — лиц, которые меняли их на криптовалюту и переводили на электронные кошельки организаторов.

Этой весной правоохранителям удалось задержать более 20 аферистов. Зацепкой стала следующая история: у минчанки украли крупную сумму — около 200 тысяч долларов. Оперативники проанализировали информацию о тех дропах, на которые были зарегистрированы карты, отследили цепочку счетов и установили данные о предполагаемых обнальщиках. Ими оказались молодые люди в возрасте от 18 до 32 лет. Среди них два гражданина Таджикистана, один гражданин Грузии, остальные — белорусы. Почти все нигде не работают и не учатся. Задержанные выполняли роль дропов, дроповодов и обнальщиков. На что тратились деньги? На развлечения, алкоголь и последние модели телефонов.

В настоящее время 15 лицам предъявлено обвинение в хищении путем использования компьютерной техники, совершенном в особо крупном размере. Также они обвиняются в мошенничестве. Сейчас обманщики находятся под стражей. В статусе подозреваемых остается еще семь человек.


darya.gotovko@yandex.ru

КОММЕНТАРИЙ

За год в стране преступлений в сфере высоких технологий стало больше почти в три раза.

Жертвы — люди всех возрастов, абсолютно разных профессий и социального статуса. Поэтому, отмечает начальник управления Следственного комитета по Минску Сергей Паско, важно как гражданам повышать свой уровень компьютерной грамотности, так и банковским учреждениям, операторам сотовой связи принимать меры по предупреждению инцидентов, упреждению фактов хищения денег со счетов клиентов:

— Как преступники получают реквизиты чужих банковских карт, доступ к интернет-банкингу? К примеру, звонят человеку от имени сотрудника банка либо пользуются подменными интернет-ресурсами, сайтами-близнецами, где надо ввести личные данные. Также не теряют популярности у аферистов рассылка электронных писем, СМС-рассылка с вредоносной программой.

Нередко мошенник выдает себя за другого человека, организацию и узнает конфиденциальную информацию. Успех, кстати, в немалой степени зависит от способности злоумышленника манипулировать другими людьми, их страхом, любопытством, симпатией, тщеславием, жадностью.

Что до инструментов, то используется, как правило, IP-телефония, аккаунты в мессенджерах, социальных сетях, схожие с официальными. В ходу и система мошеннического интерактивного голосового ответа для воссоздания настоящего сообщения банка или другого учреждения. В частности, потерпевшие также получают запрос на звонок в «банк» по номеру, предоставленному для «проверки» информации.

* * *

Любят представляться одной из сторон договора купли-продажи. Есть случаи, когда люди вводили реквизиты банковских карт на сайтах-двойниках, в интернет-магазинах, а также участвуя в соцопросах.

— Одна из проблем финансовых учреждений, организаций в том, что они не хотят сообщать в правоохранительные органы об электронных проникновениях, — собеседник связывает это с нежеланием огласки, ведь такой инцидент — удар по имиджу со всеми вытекающими последствиями. Речь в том числе о защите тайны клиента. Плюс нежелание оказаться втянутыми в длительный судебный процесс и т.д. Однако большинство случаев происходит из-за банальной ошибки человека.

Атакует преступник не сразу. Сначала изучает потенциальную жертву, собирает о ней информацию. Затем пытается расположить к себе, завоевать доверие, вынуждая человека нарушить правила безопасности: предоставить, например, доступ к компьютерным сетям, хранилищам данных, раскрыть конфиденциальную информацию.

Более чем в 60 процентах случаев преступления совершают молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет. При этом более 80 процентов из них — безработные граждане.

Имеется положительная тенденция установления злоумышленников, имеющих отношение к многоэпизодным криминальным киберисториям. Как правило, к ним причастны международные организованные группы, участники которых прибегают ко все более изощренным схемам и способам совершения преступлений (могут использовать один, десятки и сотни компьютеров, например, если в ПО внедрена и применяется разветвленная сеть).

В официальных отчетах о киберпреступности сказано: атаки хакеров во всем мире в 2019 году происходили каждые 14 секунд, сейчас — каждые 11 секунд. По своей значимости киберпреступность приравнивается к экологическим проблемам.

В топе способов совершения таких преступлений — блокировка компьютерной техники граждан якобы правоохранительными органами; блокировка компьютеров юрлиц — за восстановление доступа тоже надо бы заплатить; несанкционированный доступ к чужим данным и использование их для мошенничества, вымогательства под угрозой распространения сведений. Также с использованием вредоносных программ взламывают электронную почту организаций, получая в итоге доступ к расчетным счетам. Так происходит подмена банковских реквизитов контрагентов, к примеру, при оплате за поставку товаров, оказание услуг и др.

— Более внимательны к возможности таких ситуаций должны быть провайдеры интернет-услуг, — говорит Сергей Паско. — Использовать, скажем, систему фильтрации данных и сообщать в правоохранительные органы о выявленных нарушениях.

В последнее время мошенники стали чаще звонить через Viber и представляться сотрудниками банка, милиции и других служб.

— Сейчас противодействие киберпреступности и уровень кибербезопасности являются одним из приоритетных направлений в политике страны. Для повышения эффективности деятельности Следственного комитета реализован ряд организационно-практических мер по совершенствованию механизма расследования преступлений в сфере высоких технологий, выявлению причин и условий, способствовавших их совершению, а также по профилактике, — резюмировал собеседник.


Егор НОСОВ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter