По следам сбежавшего молока

«Бумажное» молоко особенно вредно тем, кто его «надаивает»

Любой школьник знает, что из коровьего молока делают десятки видов продуктов. Но даже академик не сможет объяснить пользу молока «бумажного». В природе его как бы и нет, а в бухгалтерии некоторых сельхозпредприятий — сколько угодно. Тысячи тонн. К примеру, работники одного из хозяйств Минщины ежедневно зачем-то покупали по 370 литров молока. Как мог небольшой коллектив сельчан потреблять столько калорийного продукта? Разгадку нашли в КГК.

Конечно же, речь идет о приписках. Несуществующее молоко, выявленное в феврале этого года Комитетом госконтроля Минской области в хозяйствах Солигорщины, — результат того, к чему приводит гонка за валовыми показателями. Экономический рост отмечен только на бумаге, в реальности — спад производства. В частности, недостоверными данными о количестве произведенного и реализованного молока грешили в ОАО «Имени В.З. Коржа»: здесь объемы завысили на 1869 тонн. В ОАО «Горняк» обнаружили приписки на 1563 тонны, в ОАО «Виктория-Агро» — на 838 тонн.

— Когда выясняешь, почему тонны молока не дошли до переработчиков, руководители начинают выдвигать различные версии, — рассказывает начальник управления КГК Минской области Сергей Мацука. — Якобы молоко продано работникам хозяйств. Получается, что ежемесячно они выкупали не менее 11 тонн молока и каждый день потребляли 370 литров. Если перевести указанное количество в стоимостное выражение, то оно им обошлось в 45 млн. рублей. И это при средней зарплате в 4 млн. рублей! Понятно, что никто это молоко не покупал, но оно проходило по документам как проданное работникам хозяйства.

Конечно, для собственных нужд люди покупали по 10—15 литров молока — это вполне реальные цифры. Его стоимость высчитали из зарплаты, а остальные тонны — чистая фикция. Ведь нет документов, подтверждающих его оплату, не зафиксирована и задолженность работников за якобы купленное молоко. Установлено, что в ОАО «Имени В.З. Коржа» вымышленной была каждая третья тонна продукции, а это 35 процентов от общего объема производства. Итог — за 2013 год хозяйства Солигорщины приписали более 6 тысяч тонн молока. Цифры впечатлили даже опытных работников АПК: около 8 процентов валового производства молока в районе — это вам не шуточки.

— Подобные злоупотребления мы рассматриваем как преступление, за которое необходимо отвечать по закону, — категоричен в оценках Валерий Шамрук, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Солигорского райисполкома. — Руководители хозяйств, в которых обнаружены приписки, уже привлечены к дисциплинарной ответственности. Однако правовая оценка данных фактов еще впереди.

Резонные вопросы о недобросовестности партнеров по молочному цеху ставят и переработчики, которые из-за приписок вынуждены снижать объемы производства цельномолочной продукции и сыров, ориентированных на экспорт. Несуществующее в природе молоко хозяйства района пытались «переработать» в местном филиале ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат». Его администрация без особого оптимизма узнала о фактах очковтирательства.

— Что тут скажешь, лучше бы эти тонны молока поступили к нам на переработку на самом деле. Ведь на фоне падения объемов каждая тонна — дорогого стоит, — не скрывает разочарования Сергей Мысливец, заместитель директора филиала сыродельного комбината. — Дефицит молока связан еще и с тем, что определенную его долю приходится возвращать обратно из-за несоответствия стандартам качества. В нем нередко обнаруживаем антибиотики, повышенную кислотность и т.д.

Однако не только на Солигорщине «поправляли дела» в молочной отрасли благодаря манипуляциям с отчетностью. Те же приемы использовались и в Червенском районе. Так, в ОАО «Рованичи» в январе—июле 2013 года количество произведенного молока завысили на 322 тонны. Еще пример: ОАО «Ляденский» приписало в отчете 509 тонн произведенного молока. Аналогичные нарушения контролеры обнаружили и в некоторых других хозяйствах района.

Почему же без фантазий в отчетности многие руководители просто не представляют жизни?

Сергей Мацука убежден: одна из причин этой негативной тенденции — неподъемные задания по производству молока для многих сельхозпредприятий. В итоге валовые показатели провисают в воздухе, ведь их требуют выполнить «во что бы то ни стало». Поэтому молочные приписки — отнюдь не случайные нарушения… К примеру, в 2010 году хозяйство приписало 100 тонн молока, но через год ему нужно показать рост валового производства. Как выйти из этого положения, если в очередной раз не накинуть, скажем, 50—100 тонн? В итоге — искаженная статистика растет как снежный ком, а к молоку на бумаге добавляются тонны такой же несуществующей продукции.

Уйти от порочной практики непросто. Ведь вал основан на принципе: каждый последующий показатель устанавливается от достигнутого. А как это бывает в отдельных случаях, мы с вами увидели. В итоге — замкнутый круг и искажение статотчетности: руководители отчитываются в райсельхозуправлениях, на основании чего формируется областная статистика, а затем и республиканская...

Специалисты КГК стараются не только выявлять нарушения, но и упреждать их. В частности, на курсах повышения квалификации контролеры рассказывают начальникам райсельхозуправлений, главным специалистам и руководителям хозяйств, как правильно вести отчетность. Но далеко не все берут на вооружение этот опыт.

Так как же избавить статистику от «бумажного» молока? Сами молочники уверены: эффективность производства нужно измерять не голым валом, а объемом реализованной потребителю продукции. Эти приближенные к жизни цифры избавят руководителей от необходимости браться за перо и фантазировать.

Иллюстрация: Николай ГИРГЕЛЬ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter