Скандальная жалоба работников ООО "Киппер Фиш" оказалась надуманной анонимкой

По следам одной анонимки

Недавно медийное пространство взорвала новость: в Барановичах работников частного предприятия по переработке рыбы запирали в цехе, заставляли работать сверх нормы, а условия труда напоминали времена крепостного права. За помощью в различные инстанции обратились сразу 34 сотрудника фирмы. История, по меркам нашего времени, дикая. Настораживал в ней, правда, комментарий председателя Барановичского межрайкомитета госконтроля Брестской области Олега Данилова, объяснявшего, что на производстве не все так плохо, как утверждается в письме. В общем, повод для журналистской командировки был горячий, и я отправился в Барановичи.


В цех нагрянул без предупреждения. Заместитель директора ООО «Киппер Фиш» Януш Маркоцинский встретил меня на пороге предприятия словами:

— Факт закрытия дверей можете зафиксировать. Люди и сейчас трудятся взаперти. — И тут же добавил: — Как и на любом закрытом пищевом производстве. Есть проходная, санпропускник. Отсюда смена начинает работу. На каком мясокомбинате или рыбоперерабатывающем заводе вы видели, чтобы работники свободно гуляли?

В сравнении с крупными компаниями, такими как «Санта Бремор» или «Белрыба», «Киппер Фиш», образно говоря, «малек»: чуть более 30 человек. Головной офис и склад — в Минске. На окраине Барановичей расположен единственный цех. Здесь в две смены трудятся всего 16 работников. Маленькое двухэтажное здание в городе даже с навигатором найти непросто. Информации, что здесь есть рыбное производство, я не увидел. Название фирмы указано разве что на мусорных баках.

Барановичский рыбный цех заработал еще 15 лет назад. Но хозяин у него был другой. «Киппер Фиш» приобрел его в 2013 году. А с прошлого года новое руководство взялось за трудовую дисциплину и объемы производства. Если раньше здесь производили 3 — 5 тонн продукции в месяц, то сейчас — 15 — 20. Тут перерабатывают сельдь, салаку, скумбрию, мойву, красную рыбу. Януш Маркоцинский уверен, что без борьбы с лодырями и несунами показатели увеличить было нельзя:

— Нагрузка выравнялась. Раньше, возможно, режим труда был более вольготным. Кроме того, мы заключили с работниками договор о коллективной ответственности за хищения в цехе. Недовольство, с одной стороны, понятно. Особенно тех, кто попал не совсем заслуженно под вычеты, которые делались строго по законодательству. И никогда более 30 процентов из зарплаты не снималось. Самый крупный вычет был около 100 рублей. К этому вопросу и директор, и бухгалтерия относились очень внимательно. Но если на предприятии случается недостача на 2 тысячи рублей, а ревизия находит рыбу, спрятанную под шкафчиками в раздевалках, нужно же принимать какие–то меры.

Януш Маркоцинский

Вероятно, контрмеры приняли и некоторые работники цеха, направив еще летом в Генпрокуратуру, КГК, Минсельхозпрод и ДФР... анонимную жалобу, от которой при чтении мурашки по коже. Вот выдержка:

«Прием на работу осуществляется по трудовому договору, но сам документ на руки не выдается. Оплата труда почасовая, а не сдельная, загружают так, что люди не выдерживают. Нас лишили конституционного права на 8–часовой рабочий день и на отдых после тяжелой трудовой смены; работать приходится ежедневно по 12 — 15 часов. Сверхурочные превращают в премиальные, которые тут же удерживаются за какие–то надуманные недостачи. Работать приходится в рваной резиновой обуви (такую выдают), люди болеют. Процесс переработки рыбы немеханизирован, женщины таскают упаковки весом по 45 — 50 килограммов. Более того, рабочих запускают в цех в начале смены, затем двери запирают на ключ и только к концу рабочего дня открывают. Случись какое–нибудь ЧП — все мы станем его заложниками».

Разбираемся по каждой строчке — и не только с руководством коллектива. Бригадир цеха Нина Купцевич показывает коробку с ключами на экстренный случай. Говорит, ни о каких «заложниках» речи быть не может:

— Цех — не проходной двор. У нас продукция, стерильность. Ключи есть у меня, начальника цеха, мастера. Есть опломбированные коробочки на экстренный случай. Эта жалоба меня просто возмутила. Я подозреваю двух человек, которые открыто возмущались, что не могут свободно выходить на улицу в течение дня.

Рваных резиновых сапог я не увидел. Впрочем, не исключаю, что обувь могли выдать уже после проверок. В помещениях тепло, сухо, уютно. Есть туалеты, душевые, столовая. Приличные условия для современного небольшого производства. При том, что средняя зарплата на предприятии 600 рублей, выдаются премии и подарки к праздникам — по–моему, грех жаловаться. Так считает и коптильщик Юрий Лапшов:

— Эта анонимка была для нас как гром среди ясного неба. Если бы мне не нравилось, меня бы тут не было. Зато после нее пришли проверяющие, производство притормозили. А ведь моя зарплата, как и на любом заводе, от объемов и продаж зависит.

С Юрием в смене трудится обработчик рыбы Марина Лис. О жалобе она узнала только из интернета:

— Там пишут про какие–то упаковки по 45 — 50 килограммов. Наверное, если бы девушкам было тяжело таскать такое, мы бы тут не работали. Но у нас коптильщики по совместительству еще и грузчики. Всегда помогают.

Фразу о переработках комментирует Януш Маркоцинский:

— Допускаю, что работник мог по своему желанию задержаться на час, если не выполнил план. Как и на любом предприятии. Хотя мне об этом ничего неизвестно.

На этом, собственно, и заканчиваю. Безусловно, на предприятии любой формы собственности для рабочих и служащих должны быть созданы нормальные условия. Это не обсуждается. Но история «анонимки», пришедшей с маленького частного барановичского заводика, приоткрывает завесу над темой, о которой не очень любят писать государственные СМИ. Подзабыли некоторые наши «трудящиеся», что на производстве нужно работать, а не тянуть время, что деньги нужно зарабатывать, а не получать, что дисциплина — понятие существенное, а разгильдяйство надо оставлять за порогом. И как–то многие очень хвалят жизнь в ЕС и США, но не хотят знать, что там «вкалывают как папа Карло». А у нас до сих пор полагают, что можно тянуть от аванса до зарплаты. В Барановичах у руля оказался твердый менеджмент, поэтому предприятие развивается. А некоторые «балованные» пусть ищут более теплое местечко, где зимой можно погреться, а летом позагорать. Желательно за большую зарплату.

Прямая речь

Председатель Барановичского межрайкомитета госконтроля области Олег Данилов:

— Обращение возникло не на пустом месте. Некоторые факты, изложенные в нем, подтвердились. Трудовой кодекс наниматель и учредители действительно соблюдали не всегда. Часть работающих не была обеспечена специальной защитной одеждой и обувью, установлены факты незаконного удержания суммы в размере 520,9 рубля якобы за недостачу рыбы. Но с этим никто не разбирался. Ни у одного работника не были взяты объяснения. Предприятию предложено добровольно возвратить эти деньги. По итогам рассмотрения обращения ООО «Киппер Фиш» оштрафовано на 840 рублей, им выданы рекомендации об устранении нарушений. Некоторые уже выполнены, и сегодня на предприятии неплохо. Но до проверки вопросы были.

alexbresta@gmail.com

Фото автора.

Советская Белоруссия № 225 (25107). Среда, 23 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter