Режиссер Елена Турова: детское кино нужно уравнять с патриотическим

По следам «Лiстапада»

Итоги XXVIII Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» подведены. Уже не секрет: Гран-при — у российской картины «Здоровый человек» Петра Тодоровского. Однако безусловным победителем в соревновании все равно вышел зритель, который целую неделю имел возможность смотреть в Минске лучшее фестивальное кино со всего мира.

Елена Турова: Настоящим сюрпризом для зрителей стала премьера российских «Волшебников».
Фото БЕЛТА

Известный белорусский режиссер, сценарист Елена Турова в этом сезоне впервые возглавила на фестивале конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории «Лiстападзiк». В прошлом году Елена Викторовна была в составе жюри, а чуть ранее ее картина «Киндер-Вилейское привидение» взяла Гран-при детского конкурса. Почему на «Лiстападзiке» два года подряд побеждают российские фильмы? Правда ли, что производство хорошего детского кино обходится его создателям существенно дороже, чем, например, любовной драмы? И должны ли фильмы для детей и подростков быть для киностудий в приоритете? Об этом и не только после окончания «Лiстапада» мы поговорили Еленой Туровой.

— Елена Викторовна, скажите честно, что проще: организовывать фестиваль или судить?

— Заниматься организацией фестиваля однозначно намного ответственнее и сложнее, чем быть его участником или членом жюри. Потому что работа начинается задолго до самого фестиваля, и это крайне напряженное и ответственное время. Чтобы за три дня «Лiстападзiка» показать зрителям семь картин, мы отсмотрели более 400 работ. Можете себе представить? Это действительно огромный труд.

— Все ли получилось так, как задумывали?

— К сожалению, в силу разных причин не все картины получилось взять в итоговую программу. Так, скажем, мы готовы были представить зрителям чудесный французский мультфильм «Маленький Николая». Но он вышел в прокат раньше, чем начался «Лiстападзiк». А у нас жесткий регламент, конкурсные фильмы не должны демонстрироваться до фестиваля — это одно из главных условий. Кроме того, некоторые работы пришлось вычеркнуть лишь потому, что они создавались в 2019 — 2020 годах. Однако были и приятные неожиданности. Так, скажем, настоящим сюрпризом для зрителей «Лiстападзiка» стала премьера российских «Волшебников». Даже в Москве зрители увидели картину через несколько дней после презентации на «Лiстападзiке».

— Интересно, что российский режиссер Александр Кулямин второй год подряд уехал из Минска с главным призом «Лістападзіка». В 2021‑м победила его драма «Новенький», сейчас — «Колокол надежды». Что это: тенденция или совпадение?

— Хочу также добавить, что еще одна российская картина — «Звезды мне укажут путь» Филиппа Абрютина — завоевала сразу четыре награды «Ліста­падзіка». С одной стороны, и выбор членов жюри, и выбор зала в пользу именно российских лент действительно говорит о многом. В первую очередь это показатель качества. Но называть происходящее тенденцией я бы не стала. Никто не может предсказать, какой фильм победит на следующем «Лiстападзiке».

— Но можно ли в этом случае говорить о некоем возрождении детского семейного кино? Вот были Александр Роу, Александр Птушко, Леонид Нечаев. А сейчас?

— Вряд ли это можно назвать ренессансом... Однако то, что такие фильмы снимают (и снимают качественно!), говорит как минимум об интересе и со стороны производителей, и со стороны аудитории. Хотя у нас по-прежнему ощущается дефицит фильмов для маленьких зрителей. Потому что картины, о которых мы упоминали выше, все же подростковые. Они рассчитаны на аудиторию 12+. А волшебных сказок с чудесами для деток помладше практически нет. Я сама росла на сказках Роу и Птушко, потом был культовый Нечаев, творчество которого обожали все дети 1970 — 1980‑х. «Морозко», «Сказка о царе Салтане», «Про Красную Шапочку» — именно таких историй нам не хватает. И на это государству следует обратить особое внимание. Поймите правильно: картин про детей у нас более чем достаточно. На «Лiстападзе» у меня была возможность посмотреть шикарную драму «Шамбала» режиссера Артыкпая Суюндукова, но это не детский фильм, хотя он про ребенка. Такое кино нужно показывать с расчетом на взрослую ­аудиторию, чтобы зрители понимали те проблемы, которые озвучивает режиссер. А детям, особенно маленьким, рассказывать такой материал необходимо по-другому, на языке волшебства и сказок.

— А почему, на ваш взгляд, такие сказки не снимают? Все кинопроизводители ушли в коммерцию и думают в первую очередь лишь о прибыли?

— Безусловно, это связано в том числе с коммерческими вопросами. Судите сами: билеты для детей всегда стоят дешевле, утренние сеансы в кинотеатрах не самые популярные, в такие фильмы опять же нельзя вставить рекламу… Нюансов много. Но тем не менее это вопрос, как мне кажется, государственной важности. Мы в ответе за наших детей. И если мы выпускаем книги сказок, то и фильмы по сказкам должны снимать. Иначе наши дети будут смотреть чужие фильмы. Так пусть лучше смотрят свое.

— Не так давно при «Беларусьфильме» начала работать Студия молодежного кино, которую вы возглавили. А на «Лiстападзе», между тем, прошел питчинг молодежных кинопроектов. Вы ведь были в составе экспертного совета?

— Да, и мне понравилась сама идея такого открытого смотра. Тем более победителям Министерство культуры предоставило возможность сделать за бюджетные средства свой первый фильм, короткий метр. И это уже, по сути, проба своих сил, серьезная попытка принять участие в настоящем взрослом проекте. А еще это наша оценка подрастающего поколения режиссеров и сценаристов, тех, кто придет нам на смену.

— Вам лично какие-то из синопсисов, предложенных на питчинге, понравились?

— Больше всего заявок подано на тему «Городская легенда». Несколько сюжетов-победителей, на мой взгляд, можно объединить в сказочный фильм-альманах для семейной аудитории. Интересная идея и у победителей в номинации «Мой родны кут» — фильм в неигровой форме о женщинах-таксистах. Также на питчинге концепцию своего фильма «Мне некого позвать на свои похороны» представил режиссер Студии молодежного кино Кирилл Халецкий, который в этом году получил распределение на «Беларусьфильм». Сейчас Кирилл планирует запуститься с дебютной комедией о жизни киношников. Продолжается работа и над сценарием победившей короткометражки «Мне некого позвать на свои похороны». Если она будет достойно сделана, то у картины есть неплохие фестивальные шансы. В любом случае я помогу Кириллу чем смогу. Это моя миссия как худрука Студии молодежного кино.

— За всеми этими организационными хлопотами время на собственное творчество у вас остается? Над чем сейчас работаете?

— Продолжаю заниматься своим полнометражным фильмом «Песня Сирин», в основе которого лежат сюжеты древнеславянский мифологии. Думаю, кино будет интересно не только в Беларуси, но и в России, и в других славянских странах. Это семейное фэнтези о приключениях двух мальчишек, которые попадают в мир славянских мифологических существ.

— Когда мы сможем увидеть картину?

— Это долгоиграющий проект, поэтому не ранее 2024 года. Уже подготовлены и разработаны персонажи, прорисована раскадровка. Мы сотрудничаем с компанией, которая готовит для нас мультипликацию — речь идет о 3D-анимации. Для киностудии это первый опыт работы в этой технике. Частично будет использована и техника компьютерной перекладки. Более того, художник-постановщик Татьяна Удовиченко создала невероятно красивых мифологических персонажей. И мы подумываем о том, чтобы выпустить дополнительную продукцию с этими картинками: возможно, календари, раскраски. Рисунки и правда потрясающие! И мне очень хочется, чтобы они существовали не только на экране, но в книжках, которые приятно листать и рассматривать.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter