Круг друзей Монюшко: обнаружены новые факты о белорусском композиторе Флориане Миладовском

По следам белорусского Моцарта

200-летний юбилей композитора Станислава Монюшко, отмечаемый в этом году в мире по инициативе ЮНЕСКО, привлек внимание специалистов не только к самому родоначальнику белорусской и польской национальной оперы, но и к его творческому кругу в целом, благодаря чему исследования монюшковедов приобрели новое направление. О ближайшем друге Монюшко, одном из забытых гениев Беларуси композиторе-романтике Флориане Миладовском, и его значении для истории белорусской музыкальной культуры нам рассказал музыковед, фаготист и дирижер Алексей Фролов. Именно он разыскал в архивах Франции сенсационные сведения о Миладовском и ноты.

Алексей Фролов.
Фото Сергея Мицевича.

— Если биография и наследие Монюшко серьезно изучены, в том числе и польской стороной, то личность Миладовского до сих пор выглядит загадочно, — рассказал Алексей Фролов. — Ровесник и близкий товарищ Монюшко родился в Минске (что интересно, оба они появились на свет в один год и с интервалом в один день). Фигура Миладовского для исследователей всегда оставалась в тени и мало изучена. Но мы говорим о личности неординарной, человеке очень талантливом, с искрами гениальности, который невероятно виртуозно и блестяще сочинял для рояля. Монюшко популяризировал Миладовского и его музыку: например, познакомил с его творчеством самого Ференца Листа. Лист очень высоко оценил опусы Миладовского и включил пьесу белоруса в один из нотных сборников. Как нам сегодня известно, наследие Миладовского включает не менее 50 произведений — это и малые формы (вальсы, мазурки, песни без слов), и духовная музыка, и даже оперы. К сожалению, большая часть нот не сохранилась либо мы их еще не нашли. 

Некоторые ноты Алексей Фролов обнаружил несколько лет назад в Национальной библиотеке Польши, другие разыскала в архивах профессор Белорусской государственной академии музыки, доктор наук Ольга Дадиомова — пионер в исследованиях, касающихся Миладовского. Композитор фигурирует в исторической и краеведческой литературе, в мемуарах современников, но история не сохранила для нас даже его портрета. 

«Романс без слов» стал откликом на восстание Калиновского.
А ведь Флориан Миладовский был настоящим вундеркиндом — из тех, которые покоряли публику уже в детском возрасте. В 10 лет он с успехом выступал с концертами в Вильно, в своем родном Минске, в Слуцке — в то время мощном культурном центре. Выступает как пианист-виртуоз — своего рода белорусский Моцарт. В 17 лет при дворе магната Бенедикта Тышкевича юный музыкант создает оркестр и учит детей аристократа. Следы Миладовского, впоследствии уехавшего на учебу в Берлин, в итоге теряются во Франции. Известно, что он прославился в Европе как пианист и композитор, стал видным педагогом, профессором одной из консерваторий под Парижем. 
 
— Двойной юбилей Монюшко и Миладовского подтолкнул к тому, чтобы начать поиски во Франции, — рассказывает Алексей Фролов. — Нам удалось сделать важные находки в архивах Парижа и Бордо — именно в этом городе, как выяснилось, композитор окончил свой земной путь, о чем мы раньше не знали. 

Так, обнаружены новые ноты — издание «Романса без слов» для фортепиано 1863 года. Произведение, написанное и опубликованное в год восстания Кастуся Калиновского, хранится в Национальной библиотеке Франции.

— Даже по иллюстрации на обложке — изображениям повстанцев — мы видим, что Миладовский жил событиями на родине, сопереживал им и этим романсом без слов отозвался на восстание, — поясняет Алексей Фролов. — Музыка невероятно яркая, глубокая и импульсивная. Мы отыскали и литературный опус — написанный композитором по-французски философско-художественный труд «Черное и белое» (предположительно в названии автор отталкивался от цвета клавиш фортепиано), который был издан в 1880 году, переведен на английский язык. Из него также видно, что Миладовский всю жизнь был патриотом своей Родины, оставался с ней в глубокой духовной и интеллектуальной связи. 

Свидетельство о смерти Миладовского исследователи обнаружили в г. Бордо.

Дружба композитора со Станиславом Монюшко продлилась до смерти последнего в 1872 году: насколько это было возможно на расстоянии, товарищи поддерживали друг друга, Монюшко заботился о Миладовском, с возрастом постепенно терявшем зрение. В архивах обнаружилось свидетельство о смерти Флориана Миладовского 8 июля 1889 года, выданное мэрией Бордо. Предположительно могила композитора находится именно в этом городе, возможно, исследователям удастся разыскать и его потомков. 

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter