В многодетной семье Лазовик папа и мама работают водителями автобуса

По семейному маршруту

Застать в полном составе многодетную семью минчанина Андрея Лазовика и его жены Наталии архисложно. Оба супруга — водители автобуса. Причем работают на одной машине, а стало быть, в разные смены. Но в этом есть и свой плюс. Хотя родители будни проводят порознь, а когда один уходит на работу или возвращается домой, другой обычно уже спит, зато дети в любом случае под маминым либо папиным присмотром. Впрочем, время увидеться, обсудить дела — рабочие и домашние — среди дня у них все же есть. На пересменке. На днях с рейса жену встречал не только Андрей, но и корреспонденты «СБ».



...На переполненной диспетчерской станции «Запад–3» Наталия ищет место для парковки новенького «семейного» МАЗ–107. Начальник колонны Александр Сивко (его, кстати, семейство отмечает особо, мол, всегда идет навстречу) подсуетил супругам новогодний подарок. Желтый, только что с завода, автобус с номером 1921 пришел на смену их МАЗу–«старичку» с 9–летним стажем перевозки пассажиров.

— Супруг сейчас поможет, — шутим.

Но нет, в рейс уезжает один из автобусов — и Наталия ловко ставит длинную машину на его место. И тем самым задает тон беседе: что в семье, что на работе у них с мужем едва ли не полная взаимозаменяемость. Здесь папа за маму и мама за папу. Собрать, например, Андрею детей в школу и детский сад, пока его половинка возит пассажиров? Легко. Тем более что старший — 15–летний Даня — на подхвате, помогает. Шестилетнего Арсения в школу отводит именно он.

— И кашу уже приготовить могу, дети научили, — улыбается Андрей.

— А вы, Наталия, автобус починить сумеете?

— Максимум, что могу, — это загнать машину на ремонтную яму, показать, что конкретно неисправно и проконтролировать работу слесарей. Вообще, нам в принципе запрещено самим «крутить гайки». Есть специально обученные люди. Если водитель решит что–то сделать сам и напортачит, то это будет исключительно его вина. Новые автобусы, ко всему прочему, на гарантии. В них даже сотрудники парка лезть не имеют права.

Личное и рабочее в этой паре переплетены тесно. Хотя о работе Андрей и Наталия дома стараются все же не говорить. Для семейного счастья лучше это оставить за порогом.



— У меня на все свой взгляд, — смеется Наталия. — На работу в том числе. Я вот, например, привыкла к своему старому МАЗу и уходить с него не хотела. Довели машину до ума, вылизали, вычистили. Да и зарплаты у тех, кто работает на возрастной технике, немного выше. А вот что мы работаем на одной машине — все же хорошо. Есть четкая уверенность, что в одну смену нас не поставят. Да и в любом случае автобус полностью подстроили под себя, хотя близким людям между собой договориться порой сложнее, чем просто коллегам.

— И, кстати, личная машина «Опель–Вектра» у нас одна на двоих, — проводит параллели Андрей. — Чтобы не ждать дежурный автобус, один на ней утром приезжает в парк, другой ночью уезжает.

Вместе их свела именно профессия. Познакомились на работе. Наталия водила троллейбус, Андрей — автобус, но в другом парке.

— Сюда, в пятый автобусный, сначала пришла я. Вышла из декрета. Кума привела — Инна Пехото, которую многие знают как первую женщину–водителя автобуса (у нее с мужем, кстати, сейчас тоже семейная бригада). Потом Андрей. Он несколько лет грузоперевозчиком на фуре работал.

— Тяжелое время тогда наступило, — объясняет Андрей. — Против России Запад ввел санкции, стало мало заказов. А у меня трое детей. Решил вернуться в парк. На этот раз в ближайший к дому. Мы в Сухарево пока живем. Вместе с тещей. Стоим как многодетная семья на очереди на квартиру. Она вот–вот должна подойти. Мы — 85–е. Только нам на пятерых пока только «двушки» предлагали...



— Дети тоже, видимо, водителями стать хотят, глядя на папу и маму?

Андрей отвечает: разве что Арсения с собой периодически берет в парк. Он, дескать, на кнопочки любит понажимать. Но не покататься. Да и в кабине возить посторонних строго запрещено, все происходящее контролируют камеры. Дане просто неинтересно. Он будущий летчик. А еще программист. Это раньше, замечает глава семейства, подростки больше тянулись к технике, сейчас они в компьютерах. Четырехлетняя Кира уже модель. И ей нравится. Наталия говорит: была немного замкнутой, а сейчас удалось раскрепостить.

— Зачем приучать к своей профессии? Я вот водителем стала спонтанно. Сама по специальности бухгалтер. Не могла найти работу и увидела объявление в троллейбусе о наборе на курсы. Зарплата на то время была приличной. А ребенка такое объявление, уверена, не заинтересует — только когда он уже вырастет. Значит, такой его выбор. Пока мы настраиваем их следующим образом: однозначно нужно получать образование, а дальше, ребята, решайте сами.

— Если раньше в профессии работалось легко, то нынешним новичкам, людям посторонним, тяжеловато. Пробки, жесткий график. Талоны продай, пассажиру улыбнись, за автобусом проследи... — вторит Андрей.



Любопытный нюанс. Формально Андрей Лазовик считается у Наталии начальником. Он бригадир. И именно он является этаким связующим звеном между водителями своего 116–го маршрута и руководством.

— А дома кто командует? — спрашиваю.

— Я! — молниеносно реагирует Наталия. — Наверное, как и везде.

— Но вместе все же в таком рабочем ритме удается побыть?

Супруги в ответ только вздыхают: и выходные, увы, редко бывают полноценными. Разрулить массу накопившихся за неделю дел, отвезти младшую на занятия, порой даже выйти на маршрут... Суета сует.



— Даже в новогоднюю ночь я работал, — говорит Андрей.

— Зато остается меньше времени для споров, да и надоесть друг другу не успеваем. Семья в таком случае крепче, — улыбается Наталия.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter