Что изменится с принятием закона "О персональных данных"?

По секрету всему свету

Продолжается активное обсуждение проекта закона «О персональных данных». Не так давно его рассмотрел, к примеру, Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте. Широкая дискуссия развернулась и в экспертных кругах. Актуальность и важность проблемы защиты персональных данных объясняется тем, что сегодня информацию о нас собирает широкий круг субъектов. Сюда входят государственные органы и организации, органы местного самоуправления, негосударственные структуры. Однако, как отмечают специалисты, единых подходов к этому процессу до сих пор нет. А это значит, что рано или поздно кто–то может нарушить чьи–то права.


В большинстве стран СНГ и Европейского союза действуют специальные законы о защите персональных данных, положения которых, несмотря на некоторые особенности, во многом схожи. К примеру, на европейском уровне основным документом, определяющим требования к защите персональных данных, является Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, которая действует с 1981 года. Что же даст нам новый законопроект?

В Конституционном Суде считают, что он поможет законодательно урегулировать общественные отношения, которые возникают при обработке и защите наших персональных данных. Для этого сначала нужно определиться, что же именно считать этими самыми данными. А затем решить, на каких принципах и условиях с ними работать, как обмениваться и кто их должен защищать.

Сегодня каждый из нас оставляет свой цифровой след. Покупки в магазине, лайки в социальных сетях, регистрации на форумах, прием в поликлинике, обращение за справкой в ЖЭС, кредит в банке — мы сообщаем о себе информацию. К счастью, если она попадает в нужные руки. На это есть свод законов и правил, регламентирующих потоки личной информации, которые ежедневно текут по оптоволокну. Однако много данных мы размещаем в открытом доступе сами. Надеясь, что фото, запись или данные увидят только наши друзья. Но нельзя исключить, что они попадут не только им.

Мошенники давно освоили интернет, вовсю выуживают свою целевую аудиторию из соцсетей. Все просто. Если ты альфонс, ты ищешь немолодую, свободную от отношений женщину. И начинаешь давить на жалость. Если ты знахарь и целительница, то находишь молодую девушку, у которой недавно сменился статус с «в отношениях» на «все сложно», а затем «свободна». Немного красноречия — и клиент готов.

Продавцы тоже давно освоили продвижение через сеть. Если нужно сдать квартиру — идешь в сообщество студентов. Продаешь дачные принадлежности — выбирай людей постарше, после 45.

Складывается необычная ситуация: пока государство думает, как защитить наши личные данные, мы сами, не задумываясь о последствиях, публикуем их в интернете. Фотографируем странички из паспорта, по которым потом мошенники берут кредиты в банке, размещаем в соцсетях свои счастливые лица с авиабилетами в руках. И пока мы радостно собираем лайки и комментарии друзей с пожеланием хорошего отдыха, кто–то изготавливает дубликат билета и успевает перебронировать ваше место на другого пассажира. Сергей машину купил, Анечка родила второго ребенка, у Лемтюговых новая кухня, а Бондарь сменил работу. Нам кажется, что вся эта информация — она для друзей. А тем временем мистическая Биг Дата следит за нами. И вот увидите, через десяток лет накопленные ею знания смогут управлять нами. К слову, это происходит уже. Мы не видим, как поисковые системы и социальные сети ненавязчиво предлагают нам туры во Вьетнам после того, как мы искали погоду в Хошимине, фен фирмы N после того, как вы пытались найти в интернете способ починки сломавшегося фена.

Как–то так сложилось, что мы сами, хотели того или нет, создали на себя огромную базу данных в сети. Найти можно кого угодно в считанные секунды. Фотографию, адрес, место жительства, вкусы, политические взгляды, определить чувство юмора. Американцы пошли еще дальше. С помощью социальных сетей уже вовсю проводятся социологические опросы. И ученые–социологи, похоже, не собираются останавливаться. Они научились анализировать аккаунты в соцсетях и уже по 68 лайкам, к примеру, в Facebook могут определить с 95% вероятности цвет кожи испытуемого, с вероятностью 88% — его гомосексуальность, а также приверженность Демократической или Республиканской партии. Некоторые коллеги–журналисты, кстати, считают, что нечто похожее использовал в своей предвыборной кампании и новый президент США. Поговаривают, что и там не обошлось без социнженерии в соцсетях. Я в это охотно верю. Как и в то, что за этими технологиями, вот увидите, скрывается будущее.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 2 (25137). Среда, 4 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter