По российским дорогам, но с прежним налогом

Россияне уже придумали, как обойти таможенные платежи на авто

Как ранее и было оговорено, ставки таможенных пошлин на ввезенные в Беларусь автомобили иностранного производства с 1 июля нынешнего года приведены в соответствие с российским законодательством — стали одинаковыми. Теперь, чтобы белорус смог продать автомобиль брату-россиянину, оба должны дополнительно раскошелиться на вполне внушительную сумму в евро. Однако наиболее продвинутые жители соседнего государства уже придумали, как покупать в Беларуси автомашины без дополнительных таможенных платежей.

Спустя всего неделю после значительно выросших пошлин на автомобили и снятия таможенного контроля на границе с РФ в российской столице забили тревогу: предприимчивые продавцы и покупатели уже внедрили «серые» схемы продажи подержанных иностранных автомобилей на российский рынок. Так, директор Департамента автомобильной промышленности Минпромторга России Алексей Рахманов 4 июля на заседании экспертного совета при профильном думском комитете поведал об одной из таких схем, когда купленная машина беспрепятственно ввозится (понятно, что в проданном виде) в Россию с белорусскими регистрационными номерами. Согласно российскому законодательству, если автомобиль находится на территории региона больше шести месяцев, он должен быть зарегистрирован в органах ГИБДД. «Но с учетом того, что таможенные границы сняты, у нас нет отметки о пересечении границы, мы не знаем, сколько находится на территории России автомобиль на сегодняшний день, — сетует российский чиновник. — За эти несколько дней на улицах Москвы количество машин с белорусскими номерами возросло многократно». Оговорившись, что «не хочет никого науськивать и учить, как покупать машины дешевле, со значительной скидкой», Рахманов пояснил: «Россиянин приезжает в Минск, оформляет местную регистрацию, под это дело покупает автомобиль, ставит его на учет в Беларуси и спокойно ездит по Москве, ни в чем себе не отказывая». По словам Алексея Рахманова, в данной ситуации мы столкнулись с недоинтеграцией Таможенного союза: налоговое законодательство не синхронизировано с таможенным, в частности, они по-разному применяются в Беларуси и России. Поэтому без их синхронизации не обойтись, хотя можно как-то усилить контроль над перемещением автомобилей, находящихся на территории России больше шести месяцев. МВД России сейчас такие предложения готовит: предполагается взять на вооружение большое количество дорожных камер видеофиксации, которые могут быть использованы для создания базы данных автомобилей с белорусской регистрацией. Однако и сотрудники инспекции безопасности дорожного движения, и руководители российского министерства не питают иллюзий, что эта проблема в ближайшее время может быть разрешена.

Напомним, до 1 июля в Беларуси ставки таможенных пошлин на ввозимые авто для физических лиц были гораздо ниже тех, что действовали в России. Теперь они выровнялись, но белорусы успели закупить с лихвой автомобили в Америке и Европе на много лет вперед, чтобы не пересаживаться на лихие «калины» Волжского автозавода. Только за четыре месяца 2011 года жители Беларуси ввезли в страну 137 тысяч автомобилей — вдвое больше, чем за аналогичный прошлогодний период. И до первого дня июля длинные очереди импортируемых в Беларусь авто на таможенных пунктах не иссякали.

Чтобы разница в уплаченной пошлине и подлежащей к уплате с 1 июля пошла в российскую казну, соседи ввели особый порядок продажи автомобилей, ввезенных из Беларуси по пониженной ставке, согласно которому белорусский продавец должен доплатить разницу ставок, только после этого автомобиль может быть продан российскому гражданину и зарегистрирован в России. Но обходные пути уже найдены: россияне ездят на авто с белорусскими номерами, не снимая их с учета в нашей стране. Благодаря недоплате таможенной пошлины автомобиль им обходится дешевле на тысячи евро. Например, если стоимость растаможки автомобиля 2003 года с бензиновым двигателем объемом 2000 куб. см до повышения пошлин в Беларуси составляла 800 евро, то по новым ставкам она равна 9600 евро. Что касается подержанных автомобилей (от 3 до 5 лет) с таким же объемом двигателя, то там общая сумма пошлины возросла с 800 до 5400 евро. Белорусский продавец и российский покупатель делят разницу по своему усмотрению, поэтому только на законодательном уровне можно найти решение данной проблемы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter