По России нам нужны системные специалисты

Российская аграрная экономика является для Беларуси весьма привлекательной. Есть общие исторические основы, существует активный товарообмен, имеется текущая договоренность о взаимодействии по ряду вопросов аграрной политики и перспективам развития, создано и начинает функционировать общее таможенное пространство. Однако в целом российское сельское хозяйство два последних десятилетия развивалось по своим принципам и ныне в организационном построении и действии экономических механизмов непохоже на белорусское. Основополагающее отличие АПК России — его сквозной частнособственнический характер: частная собственность на землю, на средства производства, на произведенный продукт, на получаемые доходы. В этой связи белорусским товаропроизводителям часто весьма трудно договариваться с российскими партнерами о взаимодействии, ведь разговор иногда идет на разных языках. <br><br> Вместе с тем следует подчеркнуть, что для налаживания тесных контактов между аграрными комплексами и предприятиями обеих стран необходимо иметь полную информацию об особенностях каждой экономики, специфике действующих хозяйственных механизмов, предпринимаемых решениях по организации текущей деятельности и стратегии движения вперед. К сожалению, сегодня у нас, на мой взгляд, есть лишь фрагментные и отрывочные сведения, а также противоречивые оценки проводимой в России аграрной политики. Но нет системных знаний и комплексных мер по согласованию действий в сфере АПК и по адаптации обеих экономик друг к другу. В итоге российская сторона перестает активно отзываться на предложения и инициативу белорусских субъектов. И вместо того чтобы аграрные комплексы обоих государств дополняли друг друга, начинает все более усиливаться конкурентная несогласованность.

Активных претендентов на поставку сюда продовольствия предостаточно. Компетентных мало...

Российская аграрная экономика является для Беларуси весьма привлекательной. Есть общие исторические основы, существует активный товарообмен, имеется текущая договоренность о взаимодействии по ряду вопросов аграрной политики и перспективам развития, создано и начинает функционировать общее таможенное пространство. Однако в целом российское сельское хозяйство два последних десятилетия развивалось по своим принципам и ныне в организационном построении и действии экономических механизмов непохоже на белорусское. Основополагающее отличие АПК России — его сквозной частнособственнический характер: частная собственность на землю, на средства производства, на произведенный продукт, на получаемые доходы. В этой связи белорусским товаропроизводителям часто весьма трудно договариваться с российскими партнерами о взаимодействии, ведь разговор иногда идет на разных языках.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что для налаживания тесных контактов между аграрными комплексами и предприятиями обеих стран необходимо иметь полную информацию об особенностях каждой экономики, специфике действующих хозяйственных механизмов, предпринимаемых решениях по организации текущей деятельности и стратегии движения вперед. К сожалению, сегодня у нас, на мой взгляд, есть лишь фрагментные и отрывочные сведения, а также противоречивые оценки проводимой в России аграрной политики. Но нет системных знаний и комплексных мер по согласованию действий в сфере АПК и по адаптации обеих экономик друг к другу. В итоге российская сторона перестает активно отзываться на предложения и инициативу белорусских субъектов. И вместо того чтобы аграрные комплексы обоих государств дополняли друг друга, начинает все более усиливаться конкурентная несогласованность.

Изучать — значит, предвидеть!

ОШИБКА белорусского аграрного истеблишмента — некоторая недооценка устройства текущего и стратегического развития российского сельского хозяйства. Часто в среде наших ученых и практиков доминирует мнение, будто российский АПК находится в полуразрушенном состоянии, абсолютно неконкурентоспособен и нацелен на беспредельное поглощение любого импорта продовольствия. Будто рыночные процессы в России принесли больше вреда, чем пользы, заморозились с начала 90-х годов прошлого века, когда произошла крупная приватизация общественной собственности, которая якобы и поныне осуждается народом. Что сельское хозяйство России отстало навсегда, а страна является устойчивой ареной бесконечных и беспредельных закупок продукции. На этом фоне всячески возносятся преимущества белорусской модели АПК, ее экономическое и конкурентное превосходство.

Все это — от незнания реальной аграрной российской экономики. Хотя, конечно, крупные системные недостатки и просчеты там есть, этого отрицать не стоит. Но они целенаправленно и поэтапно ликвидируются. Прежде всего в России в последнее время коренным образом пересмотрена политика государства в отношении АПК.

К примеру, там действует долгосрочная Государственная программа развития АПК, приняты федеральный Закон о развитии сельского хозяйства, специальная Доктрина продовольственной безопасности, разработаны региональные программы по восстановлению, стабилизации и повышению эффективности аграрной сферы. То есть государственная аграрная политика и стратегия приобрела совершенно иной характер по сравнению с тем, что было 3—4 года назад. В результате в стране происходит быстрое наращивание объемов аграрного производства. Даже в 2009 году, несмотря на сильное влияние международного финансового кризиса, в российском АПК достигнут рост сельскохозяйственного производства по сравнению с предыдущим годом на уровне 5—7 процентов. К тому же АПК России становится все более конкурентоспособным и на внешнем рынке: российская сельхозпродукция активно и агрессивно продвигается за рубеж. Обратите внимание: немало российских продовольственных товаров хорошего качества присутствует и на белорусском продовольственном рынке.

Что же касается внутреннего продовольственного рынка, то он стал целенаправленно защищаться не только от низкокачественной или потенциально опасной продукции, но и от несанкционированных и несогласованных поставок извне для поддержания контролируемого баланса продовольствия. Это — хорошо продуманная и взвешенная долгосрочная политика, в основе которой — экономическая стабильность государства, повышение качества продуктов питания и забота о здоровье людей. Претендентов же на поставку в Россию продовольствия и товаров достаточно. Взять хотя бы Украину и страны Балтии, которые напрямую связывают развитие своих АПК с увеличением поставок в Россию.

«Голыми руками» российский рынок не возьмешь

ПРИШЛО время активно бороться за российский рынок и нам. Ушли те годы, когда Беларусь имела карт-бланш на беспрепятственный ввоз своей продукции в регионы страны-соседки. Теперь там, похоже, отказались от специализации и регионального размещения аграрного производства не только в рамках СНГ, но и в рамках Союза Беларуси и России, и взяли курс на подъем своего национального сельского хозяйства как полностью независимого субъекта.

Надо сказать, что здесь у россиян есть чему поучиться: ни одна страна СНГ, в том числе и Беларусь, не имеет такого перспективного и комплексного нормативно-правового обеспечения, как Россия. В Беларуси, например, действует только одна крупная Государственная программа возрождения и развития села. А вот специального закона, который бы содержал действенные механизмы правового регулирования и экономического стимулирования, не принято. Правовые нормативы, касающиеся АПК, разбросаны в различных законодательных актах и не имеют системы.

Что представляет собой широко обсуждаемая в России Доктрина продовольственной безопасности? В соответствии с ее установками объемы импорта продовольствия снизились за два последних года примерно на 25 процентов. Общий объем произведенного мяса скота и птицы на убой в 2009 году составил 10 млн. тонн, или на 6,6 процента больше, чем в 2008 году. Мяса птицы произведено больше на 13 процентов, мяса свиней — на 7 процентов. В 2009 году введено в строй 56 крупных животноводческих комплексов, в нынешнем году их планируется ввести еще 92. Молока в 2009 году произведено 32,5 млн. тонн, или на 0,7 процента больше к предыдущему году. В 2010 году по плану будет построено еще 119 молочных комплексов.

Создание современных крупных животноводческих комплексов стало одной из приоритетных задач правительства России по возрождению села. По заявлению министра сельского хозяйства России Елены Скринник, в планах развития АПК на ближайшую перспективу — существенное увеличение производства мяса крупного рогатого скота, несмотря на его высокую себестоимость. С этой целью уже приняты Программа развития животноводства, а также постановление правительства по субсидированию приобретения племенного скота в пределах 100 процентов ставки рефинансирования. В итоге только через «Росагролизинг» в последнее время приобретено 320 тысяч голов племенного скота, из которых половина — российский высокопродуктивный скот, а остальная часть — скот лучших зарубежных производителей. В соответствии с тем, что прописано в Доктрине, Россия при наращивании объемов производства мяса крупного рогатого скота, а также мяса птицы и свинины в течение ближайших пяти лет должна выйти на уровень собственного производства не менее 85 процентов от потребности, по молоку — на уровень 90 процентов.

Объем производства зерна в истекшем году достиг в России 97 млн. тонн, на экспорт отправлено 13 млн. тонн. В настоящее время страна полностью обеспечивает свои потребности в производстве зерна. В планах на ближайшее будущее — поставлять ежегодно зерно на экспорт в объеме не менее 20 млн. тонн. Темпы развития экспорта строго выдерживаются, зерно становится стратегическим экспортным продуктом. Таким образом, Россия начинает постепенно превращаться в одного из крупнейших в мире экспортеров зерна.

Кстати, обеспеченность продуктами питания по отношению к принятым нормам в России еще не такая, как рекомендуется. Так, по мясу и молоку она на 25 процентов ниже, по рыбе — на 45, по овощам — на 30 процентов. Чтобы кардинально изменить ситуацию, Россия начинает жестко выбирать поставщиков. Многих это застало врасплох, в том числе и Беларусь.

Россия стала быстро наводить порядок и на внутреннем продовольственном рынке. К примеру, чтобы проникнуть на российское пространство, надо полностью соответствовать комплексу условий.

Там быстро осваивают рыночную методологию организации и развития национального АПК. Во-первых, правительство поставило задачу проводить систематический мониторинг состояния продовольственной безопасности как в самой стране и ее регионах, так и в мировом масштабе. Во-вторых, внедряются рациональные нормы продовольственного потребления, которые отвечают оптимальным физиологическим требованиям здорового питания. В-третьих, пересматривается законодательная база земельных отношений. Поставлена задача проанализировать ситуацию с невостребованными земельными паями, разобраться с неэффективными собственниками земель.

Наряду с мерами материально-технического переоснащения АПК, в России возникла насущная необходимость конкретных действий по снижению издержек производства, внедрению современных бизнес-технологий в управление и организацию системы хозяйствования. В этом плане большая роль отводится национальной аграрной науке. Президент страны поручил правительству подготовить системные предложения по комплексному стимулированию научных исследований и освоению инновационных технологий в сфере АПК, по совершенствованию системы обучения этим технологиям. На этой базе решено активизировать участие России в инициативах по международному партнерству в сфере продовольственной безопасности. Поддержку и преимущество будут получать те товаропроизводители и поставщики, которые станут использовать наиболее прогрессивные технологии производства и продвижения готового продовольствия на привлекательные зарубежные рынки.

Слабые места аграрного соседа

ПРОВОДИМАЯ правительством России политика поддержки агропромышленного комплекса в последнее время позволила накопить необходимый запас прочности. Вместе с тем имеется ряд аспектов, которые требуют дополнительного внимания. В стране не преодолены пока крупные противоречия (в собственности на землю, в деятельности компаний, в действующем законодательстве, в существующих методах поддержки и др.). Низкие темпы модернизации отрасли, недостаточные объемы роста производства основных видов продовольствия, медленное применение и затянувшееся внедрение эффективных рыночных механизмов регулирования рынков сырья и готового продовольствия (это продуктовые компании и поддержка экспорта) составляют так называемые системные проблемы. Среди многочисленных проблем российского АПК следует также назвать засилье бюрократических структур, вызывающее необходимость многочисленных согласований, прежде чем решать какой-то вопрос (например, в области инвестиций, строительства, создания компании и т. п.). Более того, созданные в последнее время сбытовые и обслуживающие компании, по сути, навязывают сельскому хозяйству агрессивные, неприменимые условия по снабжению электроэнергией и горюче-смазочными материалами, по поставке техники.

Государственной программой развития сельского хозяйства предусмотрен ряд механизмов централизованной поддержки федерального значения. Положительное влияние оказывает практика субсидирования процентных ставок по длинным и коротким кредитам. В плане федерального бюджета 2010 года их объем увеличен с 60 до 80 млрд. рублей. В этой связи налаживается более тесная координация политики центра и регионов по поддержке агропромышленного комплекса. Оптимизируется также уровень софинансирования со стороны регионов. Центр активно поддерживает регионы, которые увеличивают объемы софинансирования (дополнительно федеральным средствам). Многие регионы уже выделяют восемь и более процентов своих бюджетов на развитие АПК и сельских территорий.

Защита внутреннего российского рынка в настоящее время строится с учетом того, чтобы преодолеть негативное влияние высокого уровня поддержки отрасли за рубежом. Для этого активно стали применяться специальные антидемпинговые меры и инструменты защиты как внутреннего рынка продовольствия, так и потребителя, а также адаптированные к условиям России системы технического регулирования в АПК. В частности, предложена и начинает действовать система технических регламентов.

Интенсивнее решено использовать инструменты экспортной поддержки отечественной продукции агропромышленного комплекса, в том числе с высокой добавленной стоимостью: муки, крупы, фасованной и брэндовой продукции. Достижение количественных показателей в АПК стало напрямую ассоциироваться с качественным ростом не только научного, но и образовательного потенциала отрасли. Планируется кардинальным образом усовершенствовать систему подготовки кадров для сельского хозяйства, усилить подготовку по наиболее востребованным специальностям. Признано, что кадры всех направлений и специализаций должны хорошо владеть экономическим инструментарием и уметь эффективно вести производство в условиях рыночной конкуренции.

Знать своего партнера в лицо

Какие выводы из этого можно сделать для Беларуси?

Прежде всего следует сказать, что знания о последних изменениях в сельской экономике России в кругах белорусской управленческой и деловой элиты — фрагментарные и поверхностные. Здесь сам собой напрашивается вывод: если Россия — основной и стратегический партнер, то эту страну надо знать, все ее изменения в стратегии, политике и экономике должны быть в поле зрения белорусских специалистов. Мы должны иметь системных специалистов по России — аналитиков, макроэкономистов, логистов.

Россия ставит целью в ближайшей перспективе расширить экспорт своей агропромышленной продукции в другие страны, и прежде всего активно осваивать рынки стран-соседей. Для этого Беларуси надо иметь прогнозные варианты сбалансированности своего экспорта и импорта. А чтобы сохранить свое национальное сельское хозяйство, важно своевременно предусмотреть действенные механизмы его защиты и именно государственной (законодательной) и экономической поддержки.

И самое главное. В настоящее время начинает действовать Таможенный союз, где Беларусь, Россия и Казахстан имеют совершенно несопоставимые потенциалы, возможности, условия и результаты. И если в настоящее время, на начальном этапе организации Союза не установить для каждой страны оптимальные квоты производства в разрезе видов продукции и не договориться о правилах взаимных продаж, а также о совместной защите интересов и прав каждой стороны, то крупные страны, и в первую очередь Россия, изначально станут доминировать. А затем появится уверенность, подкрепленная собственным конкурентным производством. Россия вполне способна вытеснить с общего таможенного пространства недостаточно конкурентоспособные товары белорусского производства, ведь известно, что в Беларуси более сложные условия, которые вызывают повышенные затраты. Значит, уже сейчас наша страна должна располагать соответствующими расчетами и доказательствами своего устойчивого места в структуре и объемах производства и сбыта на общем пространстве трех стран и получить согласование других участников Союза на долгосрочный сегмент. Беларуси следует развернуть широкие маркетинговые исследования российского и казахского аграрных рынков и принимать решения на их базе с учетом своих интересов.

Владимир ГУСАКОВ, заместитель председателя президиума, академик-секретарь Отделения аграрных наук НАН Беларуси
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter