Кто они — сегодняшние продолжатели музыкальных династий?

По родительским стопам

Гении, конечно, категория отдельная, а вот дети талантливых людей очень часто не просто идут по стопам известных мам и пап, но порой и превосходят по популярности своих родителей. В среде классических музыкантов преемственность и даже клановость приветствуются и поощряются, а про детей в таких случаях говорят: впитали музыку с молоком матери. В специальном обзоре “НГ” — талантливые отпрыски, которые продолжили музыкальный путь родителей и со временем нашли свое место на нотном небосклоне прекраснейшего из искусств.

Дирижер Александр Анисимов и его сын Александр

Маэстро Александр Анисимов — человек, чье имя само по себе давно уже стало музыкальным брендом Беларуси. Народный артист, лауреат Госпремии и российской национальной театральной премии “Золотая маска”, обладатель медали Франциска Скорины и командор французского ордена “За заслуги” высшей степени... А еще — первый представитель нашей страны, удостоенный почетного звания доктора музыки Национального университета Ирландии — такое же, к слову, в свое время получили Дмитрий Шостакович и Мстислав Ростропович. С 2002 года Анисимов-старший стоит у руля Национального симфонического оркестра Беларуси, успевая при этом концентировать по всему миру.


Его сын, тоже Александр, от знаменитого отца унаследовал не только пышную артистическую шевелюру (см. фото), но и любовь к музыке. Окончил среднюю специальную музыкальную школу при консерватории, затем продолжил образование в Ирландии и Франции. Сегодня Александр — независимый концертирующий пианист, принимает участие в музыкальных огоньках в Беларуси и за рубежом.

С сыном, признался Анисимов-старший в одном из недавних интервью, у него достаточно близкие и доверительные отношения:

— Когда получается, охотно играем с Сашей в шахматы — очень их люблю. А иногда идем с сыном в кафе недалеко от дома, где болтаем на близкие нам обоим темы и так отдыхаем.

Поэт Владимир Каризна, его сын Владимир, внуки Иван и Анастасия

Один из авторов Государственного гимна Беларуси 79-летний поэт Владимир Каризна может похвастаться достойными музыкальными наследниками. Его сын Владимир стал композитором, в 1990-м окончил консерваторию по классу композиции профессора Евгения Глебова. Большинство вокально-хоровых и песенных произведений написал на стихи отца. Среди известных хитов семейного и творческого тандема — композиция “Белая яблыня”, которую поет Валентина Ольшанская.

— Отец очень тщательно чувствует слово, которое потом хорошо ложится на музыку, — говорит Владимир. — Ведь не каждый стих может стать песней, не каждую фразу, предложение можно положить на музыку.


Не менее известен в творческой среде и третий представитель знаменитой фамилии — 26-летний виолончелист Иван Каризна. В 17 лет талантливый выпускник лицея при Белорусской академии музыки поступил в парижскую национальную консерваторию, а в 18 представлял страну на классическом “Евровидении”. Годом позже Иван Каризна стал лауреатом конкурса имени Чайковского — одного из самых сложных и престижных соревнований в мире академической музыки.

— Судьба не сразу привела меня к виолончели, — откровенничает Иван. — Сестру до этого отдали на скрипку, а меня родители (оба музыканты) хотели определить сначала на фортепиано, потом на саксофон или флейту. Когда я сдавал экзамен в первый класс музыкального лицея (а поступал тогда на флейту), меня заметил Владимир Перлин и взял под свое крыло. Именно ему я обязан тем, что играю на виолончели и люблю свою профессию.

Молодым музыкантом уже успели восхититься маэстро Валерий Гергиев и Владимир Спиваков. Последний даже сравнил талант Каризны с гением Ростроповича — виртуозная игра юного белоруса настолько впечатлила прославленного дирижера, что он подарил ему инструмент, выделил деньги на учебу в Париже и сделал стипендиатом своего фонда. Сегодня Иван Каризна — один из самых востребованных молодых музыкантов в мире, он объездил с гастролями всю планету.

Старшая сестра Ивана Анастасия широкой публике известна чуть меньше. Девушка с золотой медалью окончила лицей при Белорусской академии музыки и 10 лет назад вместе с Иваном уехала учиться музыке во Францию. Там третье поколение знаменитой семьи живет до сих пор. Анастасия — музыкант той же Высшей национальной консерватории музыки и танца в Париже.

Композитор Сергей Кортес и его сын Сергей

Белорусского композитора с фамилией испанского конкистадора нет с нами уже почти два года: сердце маэстро остановилось летом 2016-го. Кортес — один из немногих отечественных музыкальных авторов, чьи сочинения знают даже за океаном: в начале 1990-х, например, заказ на музыку к балету “Последний Инка” ему поступил из Большого театра Гаваны. Свой незаурядный талант композитор проявил во всех жанрах. Он автор композиций к драматическим спектаклям и кинофильмам (в числе которых значится и “Черный замок Ольшанский”), создатель популярных опер “Джордано Бруно”, “Матушка Кураж” и “Визит дамы”.


Сегодня путь Сергея Кортеса в большое искусство продолжает его сын Сергей. Страсти к сочинительству в отличие от знаменитого отца Кортес-младший никогда не питал, поэтому еще в детстве сделал выбор в пользу исполнения. Дорога к музыке получилась традиционной: музыкальная школа при консерватории, затем колледж и наконец, собственно, сама консерватория (теперь — академия музыки) и магистратура при ней. В 1993 году в составе ансамбля флейтистов “Сиринкс” Кортес-младший стал лауреатом Международного конкурса исполнителей камерной музыки (г. Хмельницкий, Украина). До марта этого года работал флейтистом Государственного академического симфонического оркестра, сейчас живет в Эквадоре. Там Сергей играет в местном оркестре и преподает в университете.

К слову, будущей артисткой, возможно, станет и внучка прославленного композитора. Пока же Ольга учится в музыкальной школе, играет на фортепиано и виолончели.

Дирижер Евгений Бушков и его сын Марк

Любовь к самому волнующему и трепетному смычковому инструменту мира в семье Бушковых передается явно по наследству. Отец 27-летнего Марка — скрипач и главный дирижер Государственного камерного оркестра Беларуси Евгений Бушков. Мать — скрипачка Алиса Вайтснер. Дед, скрипач Роберт Бушков, более 20 лет играл в Государственном оркестре СССР, затем был артистом и директором “Виртуозов Москвы”, директором Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского и оркестра “Новая Россия” под управлением Юрия Башмета. Бабушка Марка тоже музыкант — профессор Российской академии музыки имени Гнесиных скрипачка Зоря Шихмурзаева.

Фото Виталия Пивоварчика

Обучаться игре на “семейном” инструменте Марк начал в возрасте 5 лет у своего деда по линии матери, также известного скрипача и педагога Матиса
Вайтснера, а годом позже уже дебютировал на большой сцене.

— Когда я был маленьким, мне казалось, раз папа, мама, дедушка, бабушка играют на скрипке, то, наверное, все на свете играют. И очень удивился, когда понял, что это не так. В какой-то момент я захотел перейти на электрогитару. У меня в школе была симпатичная рок-группа, я был очень увлечен ею, много писал для нее. Однажды даже отложил скрипку и решил, что навсегда. Но через неделю мне стало скучно и я вернулся к скрипке.

В 2001 году Бушков-младший поступил в Высшую школу музыки в Лионе, а затем отправился в Париж поступать в Высшую школу музыки и танца (там же учились Анастасия и Иван Каризна). К 25 годам музыкант сделал успешную артистическую карьеру, собрал в свою копилку несколько престижных премий и Гран-при. Сейчас играет на скрипке знаменитого французского мастера Жана Батиста Вильома 1865 года и выступает с сольными концертами по всей планете.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter