По пути с инновациями

Переходу на инновационный путь развития был посвящен республиканский семинар, проведенный на базе «БелдорНИИ», в работе которого приняли участие руководство и специалисты дорожного хозяйства

Внимание,   уделяемое в Беларуси науке, год от года возрастает. Процесс вполне закономерный – целью государственной политики  является перевод экономики на инновационный путь развития, ибо в условиях глобального дефицита сырьевых и энергетических ресурсов и роста цен на них альтернативы нет. Данному направлению в своей деятельности следует и департамент «Белавтодор»,  определивший разработку и применение энерго- и ресурсосберегающих материалов и технологий одним из главных приоритетов.

Переходу на инновационный путь развития был посвящен республиканский семинар, проведенный на базе «БелдорНИИ», в работе которого приняли участие руководство и специалисты дорожного хозяйства. Открывая его, первый заместитель директора департамента Геннадий Чепцов подчеркнул все возрастающую значимость применения современных технологий и материалов, отметив при этом, что перед отраслью стоит триединая задача. Она заключается в том, что, осваивая новшества, дорожники должны сокращать материало- и энергоемкость, имеющимися средствами выполнять больший объем работ, повышая при этом их качество. 

Центральным выступлением стал доклад директора «БелдорНИИ» Сергея Кравченко. В нем был представлен детальный анализ по применению новых материалов и технологий в течение всего цикла дорожной деятельности, начиная от земполотна и заканчивая элементами обеспечения безопасности движения. Так, в части земляного полотна его качество во многом определяется степенью уплотнения грунтов и чтобы достичь оптимального результата,  необходимо применять вибрационные катки массой 12—19 тонн. В свою очередь при выполнении укрепительных работ на конусах и откосах насыпей следует более активно использовать геосинтетические материалы. 

Известно, что программой «Дороги Беларуси» предусматривается увеличение прочности дорожных одежд. На нашей магистральной сети уже не редкость транспортные нагрузки в 13 тонн на ось. Все это требует изменений как в подходах к выбору материалов для устройства дорожных одежд, так и расположения конструктивных слоев по ее толщине. Проблему создания достаточного запаса прочности позволяют решить укрепленные основания, а здесь опыт свидетельствует об эффективности использования асфальтогранулята. Кроме того, повысить общую несущую способность дорожной одежды можно, используя материалы, обладающие свойствами самоцементации, в частности, металлургические шлаки БМЗ. Еще один перспективный метод – это применение оснований из щебня и гравия, армированных с помощью геосинтетических материалов, что позволяет перераспределять возникающие от действия транспортной нагрузки напряжения на большую площадь и тем самым способствовать стабильной работе дорожного полотна даже в неблагоприятных природно-климатических условиях. 

Руководитель «БелдорНИИ» подробно остановился и на различных типах современных покрытий. Так, начиная с 2002 года при устройстве верхних слоев в Беларуси широко применяется щебеночно-мастичный асфальтобетон. В числе его преимуществ – повышенные сдвигоустойчивые свойства, препятствующие образованию колеи, наплывов и сдвигов. Между тем ученые продолжают прорабатывать различные варианты составов ЩМА с целью дальнейшего улучшения его качественных характеристик. Известно, что более жесткие условия эксплуатации покрытия на мостах и путепроводах приводят к его преждевременному разрушению. Отраслевая наука нашла решение этой проблемы: разработан состав вибролитого асфальтобетона для устройства покрытий мостового полотна с отличными гидроизоляционными свойствами. Еще одно интересное новшество – литая асфальтобетонная смесь с использованием мелкоизмельченной резиновой крошки. Полученное таким образом покрытие обладает хорошей трещиностойкостью, имеет высокие прочностные характеристики и, что немаловажно, более низкую стоимость без снижения качественных показателей. 

Отраслевой науке есть что предложить и в части устройства защитных слоев. Это мембранная технология ремонта покрытий трасс и мостовых сооружений; тонкослойные покрытия по типу «Новачип»; защитные слои из холодных литых асфальтобетонных смесей, а также комбинация последних с поверхностной обработкой с применением крупной фракции щебня (технология «Кап Сил»). 

В отрасли продолжается работа по повышению долговечности и эксплуатационной надежности мостов и путепроводов. Так, в части создания новых конструктивных решений пролетных строений и опор показательна опытная реконструкция моста через реку Поня.  Реализованные здесь проектные решения позволили не только снизить стоимость работ, но и повысить грузоподъемность сооружения, расширить его габарит. Перспективным видится и сооружение транспортных тоннелей из сборных гофрированных элементов. Повысить долговечность сооружений призваны бетоны с повышенной морозостойкостью, элементы дренажа и водоотвода из композитных материалов. Хорошо зарекомендовал себя на практике пропиточный состав для защиты бетона от агрессивных химических реагентов «Олекор», позволяющий также снизить его водопоглощение и повысить морозостойкость. 

Сергей Кравченко также отметил: «Какие бы ни применялись новые технологии и материалы, без соответствующей проектной и технологической документации, без обеспечения стабильности свойств исходных материалов, в первую очередь щебня и битума, невозможно обеспечить требуемое качество дорожно-строительных работ. Положительный результат также недостижим при отсутствии соответствующей материальной и кадровой базы отраслевых предприятий». 

В ходе семинара был обсужден и ряд других актуальных вопросов. По его итогам приняты соответствующие рекомендации, в которых определены конкретные направления инновационного развития отрасли на перспективу. Это и расширение практики использования новых технологий, и совершенствование нормативной базы, и развитие технических возможностей отрасли, и многое другое. 

В частности, в ведомственную программу проектирования и строительства экспериментальных объектов решено включать материалы и технологии, разработанные при выполнении научно-исследовательских работ, и материалы, прошедшие сертификацию. В свою очередь намечена диагностика состояния объектов ведомственной программы за этот и предыдущие годы, на основе которой будет рассмотрена целесообразность широкого применения тех или иных технологий и материалов. 

Намечается также более тесное сотрудничество проектировщиков, ученых и инженеров в деле освоения новшеств, разработка целевых программ производства работ по конкретным технологиям (в этом году – ресайклинг и монолитное мостостроение), проработка возможности организации государственного лизинга новой высокопроизводительной техники. Особое внимание так называемым безотходным технологиям — холодному ресайклингу и виброразрушению, неоспоримым преимуществом которых является повторное использование дорожно-строительных материалов и низкие энергозатраты. Более широкое применение уже в этом году найдут сверхтонкие слои по аналогии с «Новачип». 

Отметим также,  что широкомасштабное использование новейших эффективных технологий и материалов призвано решить целый комплекс задач: увеличить надежность и срок службы дорожных сооружений, обеспечить рост технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния магистралей, снизить стоимость, энерго- и материалоемкость работ, а также сократить аварийность и повысить экологическую безопасность.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter