По проторенной дорожке

О переименовании ПКБ

Субботний пленум ЦК ПКБ был задуман как предвестник больших внутрипартийных перемен. Менять коммунисты решили многое. Немодное название своей партии, устав, структуру, взгляд на текущий политический момент и, не исключено, руководство. Начало процесса отрешения от старого мира намечено на 23 мая, когда состоится первая часть внеочередного съезда ПКБ. На нем, рассказал мне руководитель партии Сергей Калякин, будет подведена черта под всеми внутренними дискуссиями последнего времени. Второй и заключительный этап съезда намечен на осень. Тогда и будут приняты окончательные решения.


Разговоры о переименовании ПКБ идут уже добрых полгода. Убежденные традиционалисты ломают копья в жарких спорах с новаторами. Новаторы, среди которых Калякин, похоже, одержали верх. На их довод о том, что слова «коммунизм» и «социализм» «ассоциируются с чем–то плохим, непонятным» (цитата секретаря ЦК КПБ В.Ухналева. — Прим. авт.), контраргумента у ветеранов партии не нашлось. В итоге на суд компартийной общественности вынесено шесть вариантов нового имени. И лишь один из них имеет внятную политическую окраску — Белорусская партия левых. Остальные пять полны высокого пафоса и лишены намеков на какую бы то ни было идеологическую платформу. Это Партия демократии и справедливости, партия «Новый курс» (искрометный поворот для апологетов марксистских догм), партия «Радзiма», партия «Справедливость и народовластие», партия «Справедливый мир»...


Вообще–то каждая из этих вывесок вполне может украсить фасад любого партийного офиса. Хоть коммунистического, хоть социал–демократического, хоть радикально–либерального. Но дело не только в имени. ПКБ намерена ребрэндингом решить в том числе и проблему численности, полагая, что «призрак коммунизма» не будет отпугивать молодое пополнение. Возможно, новым именем товарищи значительно расширят и амплитуду колебания генеральной линии партии и она сможет с легкостью перемещаться по всему полю. От левого фланга к правому и назад.


Впрочем, руководитель ПКБ Сергей Калякин заверил меня, что изменение программы обновленной партии не планируется. Но одновременно г. Калякин признает, что «до 20 процентов членов партии идею реформ могут не поддержать». Судя по всему, эта часть проявляет и недовольство деятельностью нынешнего руководства. Отсюда в повестке дня съезда возник сакраментальный пункт «о доверии».


Вполне вероятно, впрочем, что нынешнее руководство ПКБ получит поддержку большинством голосов. Но остается некоторое ощущение вторичности: ведь все это, господа, уже было... Не кажется ли вам, что коммунисты снова идут по однажды уже пройденному пути? Ведь не запылились еще политические летописи, в которых рассказывается, как в 90–х в результате идейного раскола появилось две компартии — ПКБ и КПБ. Мало, теперь понадобилось еще?


В реальной политике, как учит жизнь, такое интенсивное биологическое «размножение делением» никогда не приводило ни к чему хорошему. Поэтому появление новых «большевиков» и «меньшевиков» если и способно заинтересовать общественность, то разве что в виде доброй шутки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter