Ты – мне, я – тебе. Дипломатическая война как инструмент геополитики

По принципу взаимности

Кто и зачем развязывает дипломатические войны в современном мире

Очередной провал попытки осуществить «цветную революцию» в Беларуси вызвал едва ли не истерику у некоторых наших соседей. В частности, Литва, Польша, Украина заметно усилили информационное и политическое давление на нашу страну. Евросоюз заявил о принятии визовых санкций в отношении ряда должностных лиц Беларуси. Протестные телеграм-каналы, управляемые извне, ведут самую настоящую подрывную деятельность против нашей страны. Риторика угроз и ультиматумов, откровенное вмешательство в дела суверенного государства стали нормой для некоторых европейских политиков. На недавнем совещании в Минске Президент Александр Лукашенко прямо заявил, что против Беларуси развязана дипломатическая война на самом высоком уровне.
Рисунок Олега Карповича


В Минске молчать и терпеть все эти нападки, конечно, не стали. Белорусский МИД отреагировал на запретительные меры ЕС симметрично, введя визовые санкции против наиболее предвзятых и ангажированных в отношении Беларуси представителей Евросоюза, сообщил начальник управления информации и цифровой дипломатии — пресс-секретарь МИД Анатолий Глаз. Во внешнеполитическом ведомстве отметили, что в последние годы наша страна активно и настойчиво работала над укреплением отношений по линии Беларусь — ЕС.

— Позитивные результаты от этого были ощутимы для обеих сторон. Это факт. Как факт и то, что Евросоюзу не хватило четверти века, чтобы ввести в действие Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Беларусью, зато нескольких недель оказалось достаточно для введения санкций. Наверное, справились бы и быстрее, если бы не святой для европейцев сезон отпусков, — заметили в Министерстве иностранных дел. — На поверку все просто: ЕС снова ничего не хочет предложить своему партнеру, кроме санкций. То есть такая «награда» ждет каждого, кто искренне работает над улучшением двусторонних отношений, но не стоит в очереди, моля о клубной карте?

За ответным санкционным списком последовали и другие меры. В частности, Беларусь решила отозвать для консультаций своих послов в Польше и Литве и предложила то же самое сделать Варшаве и Вильнюсу. Кроме того, Литва и Польша должны сократить численность сотрудников своих посольств и привести их к паритету с белорусскими загранучреждениями в этих странах. То есть в литовском посольстве вместо 25 должно остаться 14 дипломатов, в польском — вместо 50 будет 18.

Вечером 5 октября Литва приняла решение об отзыве своего посла в Беларуси для консультаций. Также из Минска для консультаций были отозваны послы Латвии, Эстонии, Польши и Германии.

Отзыв послов — один из самых сильных жестов в дипломатии. Сильнее только разрыв дипломатических отношений и объявление войны. В белорусском МИД не исключают, что раскрутка ЕС «санкционного маховика» может привести к более серьезным последствиям. Например, выходу Беларуси из совместных программ и проектов, пересмотру уровня и модальности дипломатического присутствия вплоть до решения о целесообразности сохранения дипломатических отношений. Но это все же крайние меры, и будем надеяться, что нам не придется прибегать к ним.

Дипломатические войны — явление достаточно распространенное в мировой политике. Российский историк и журналист Леонид Млечин, в частности, рассказал, что в годы холодной войны СССР и страны Запада то и дело высылали тех дипломатов, от которых хотели избавиться. Чаще всего это случалось по обвинениям в шпионаже. Он также рассказал о еще одном интересном факте:

— В декабре 1997 года в Москве на здании Дипломатической академии открыли барельеф светлейшего князя Горчакова. Он был министром иностранных дел России двадцать шесть лет, с 1856-го по 1882-й. В академии собралось все руководство МИД во главе с тогдашним министром Игорем Ивановым. И именно в эти часы Россия отозвала своих послов из Лондона и Вашингтона — в знак протеста против авиаудара по Ираку.

Можно привести немало примеров дипломатических скандалов и войн из практик и других стран. В январе 2020-го Иран вызвал швейцарского посла Маркуса Лейтнера, представляющего интересы США в Тегеране. Дипломату вручили официальную ноту протеста из-за твитов Дональда Трампа, в которых президент США пригрозил ударами против 52 иранских объектов. А в мае этого года Грузия отозвала своего посла в Киеве в связи с назначением бывшего главы Одесской госадминистрации и экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, объявленного грузинскими властями в розыск, главой исполнительного комитета реформ Украины.

Венская конвенция о дипломатических сношениях предоставляет государству достаточно инструментов воздействия в случаях, когда речь идет о защите национальных интересов страны. К слову, решения белорусской стороны в части отзыва послов и сокращения дипперсонала в посольствах Литвы и Польши полностью соответствуют духу и букве этого документа. Например, статья 9 Венской конвенции гласит, что «государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является persona non grata». А в статье 11 сказано, что «при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства».

Политика силы, давления и санкций — как раз те обстоятельства, которые позволяют Минску действовать более жестко и решительно в навязанном нам сценарии. В дипломатии есть принцип взаимности, и его никто не отменял. Не мы первые начали это противостояние, но мы готовы в любой момент вернуться к цивилизованному политическому диалогу. Тем более что, не включив Александра Лукашенко в санкционный список, ЕС тем самым дал понять, что Президент Беларуси — сильный лидер и вести диалог нужно именно с ним.

В целом же Брюссель прекрасно понимает слабость санкционного инструмента и вообще каких-либо мер для принуждения Беларуси к переговорам в интересах третьих стран, считает депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич:

— Однако за вывеской любых действий ЕС необходимо учитывать фактор присутствия США в Восточной Европе. В частности, сложилась ситуация, когда те же Польша, Литва, Румыния, Болгария имеют крайне низкий статус в ЕС, в том числе связанный с их недофинансированием и в целом слабым влиянием на принятие каких-либо решений. Это обу­словило расклад сил, при котором данные страны охотно действуют по непосредственной указке США, а не Брюсселя, всячески демонстрируя готовность, условно говоря, принять нового американского «хозяина». Соответственно поэтому они всячески обостряют конфронтацию с Россией на белорусском направлении и пытаются дестабилизировать наш регион.

Сергей Клишевич подчеркивает, что именно с подачи США Польша и Литва агрессивно поддерживают белорусскую оппозицию:

— Если же отдельно говорить об эффективности санкций, то европейская дипломатия в последние годы совсем не блещет. Они не смогли успешно разрешить ни один горячий конфликт, например, остановить войну в Южной Осетии или ситуацию на Юго-Востоке Украины. Вероятно, не смогут повлиять и на нынешнюю ситуацию в Нагорном Карабахе. В этом ряду дипломатических поражений санкции против Беларуси, уверен, станут еще одним европейским фиаско.

konon@sb.by

Рисунок Олега Карповича
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter