Все о новой системе налогообложения ИП и самозанятых

По принципам разумности и справедливости

С 1 января в Беларуси изменились налоговые условия ведения бизнеса

2022 год Беларусь встретила с новым Налоговым кодексом, в котором скорректированы ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей, а также для самозанятых граждан и ограничено применение упрощенной системы налогообложения, которая вообще уйдет в небытие с 1 января 2023-го. Новшества так или иначе касаются более 300 тысяч человек. Как увеличение налоговой нагрузки может отразиться на ведении малого бизнеса, особенно в регионах? Нужен ли в принципе стране институт ИП и что такое налог на профессиональный доход? В дискуссии о путях развития предпринимательства в конференц-зале «СБ. Беларусь сегодня» приняли участие начальник главного управления налогообложения физлиц Министерства по налогам и сборам Андрей Ковалевский, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Национального собрания Петр Вабищевич, председатель Высшего координационного совета Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Андрей Копыток и профессор экономического факультета БГУ Михаил Ковалев.

Андрей Ковалевский.
Петр Вабищевич.
Андрей Копыток.
Михаил Ковалев.

Кому и сколько

«СБ. Беларусь сегодня»: Практически под бой курантов 31 декабря 2021 года был подписан закон, существенно меняющий систему налогообложения индивидуальных предпринимателей. Причем некоторые изменения в Налоговый кодекс вступили в силу с 1 января 2022-го. Наверное, отдельные нормы реально будут действовать с 1 февраля?

А. Ковалевский: Нет, законодательство вступило в силу с 1 января 2022-го. А вот январь – это период, когда индивидуальные предприниматели (ИП) могли перейти на упрощенную систему налогообложения, если их деятельность больше не подпадает под единый налог. Сколько их окажется, станет известно по итогам отчетности за первый квартал.

«СБ. Беларусь сегодня»: А скольких представителей малого бизнеса коснулись изменения?

А. Ковалевский: На конец 2021 года в Беларуси насчитывалось 273 120 реально работающих ИП. Сумма уплаченных ими налогов – 775,5 миллиона рублей. Если сопоставить ее с налоговыми поступлениями всех плательщиков в 33,5 миллиарда рублей, то это около 2,3 процента.

Удельный вес невелик, но нужно учитывать масштабы их деятельности. Некорректно сравнивать индивидуального предпринимателя, который ведет бизнес в ограниченных условиях – не более трех наемных работников и не все виды деятельности – с другими представителям частного сектора экономики. Вклад этой категории плательщиков никогда не был высоким…

А. Копыток: Тут важно другое: эти люди обеспечивают свои семьи, что особенно важно в регионах, где есть проблемы с работой, создают рабочие места и занимаются любимым делом. Уже хотя бы поэтому такая форма бизнеса имеет право на существование. Ее просто следует направить в нужное русло и не мешать развиваться, вмешиваясь корректно и осторожно, без резких движений.

М. Ковалев: Основной причиной введения института ИП с довольно льготными условиями в бурные 1990-е была высокая безработица и отсутствие товаров в магазинах. Все они занимались торговлей – ездили на московский рынок или в Китай, везли товары, разницу присваивали. Кто сколько захотел, столько и заплатил налогов государству.

Постепенно в торговле наведен порядок, пришли крупные сети, ужесточилась конкуренция. Но по-прежнему львиная доля ИП занята в торговле. В промышленности их практически нет. А число их стало стремительно расти – свыше 273 тысяч и плюс около 70 тысяч наемных работников. Цифра приближается к 8 процентам от всех занятых в экономике. При этом валового внутреннего продукта они создают всего 3 процента. Производительность, исходя из этих данных, получается вдвое ниже, чем в среднем по стране. Думаю, на самом деле это не так. Просто по-прежнему ИП не показывают всю свою реальную выручку. И в итоге платят мало налогов.

«СБ. Беларусь сегодня»: Уточним – платили… Что изменилось с 1 января?

А. Ковалевский: С 2022 года сохранены все три режима налогообложения ИП. Но есть ряд небольших ограничений. Им нельзя, просто уплатив единый налог, как раньше, заниматься определенными видами деятельности.

Исключены реализация дополнительных услуг ЖКХ (обслуживание домофонов, например, установка видеонаблюдения), торговля автомототранспортными средствами, дистанционная торговля продовольственными и рядом непродовольственных товаров, деятельность речного и сухопутного пассажирского транспорта (например, маршрутки) и общественное питание. ИП, которые всем этим занимались, теперь могут применять общую систему налогообложения и, если соблюдают определенные критерии, перейти на упрощенную систему налогообложения.

«СБ. Беларусь сегодня»: Общая система налогообложения – это сколько?

А. Ковалевский: Подоходный налог для ИП – 16 процентов. Но при этом учитываются все расходы, связанные с осуществлением деятельности. Или, как вариант, если предприниматель не вел учет расходов, то у него есть право списать затраты по нормативу 20 процентов. При 20-процентном изъятии из налогооблагаемой базы реальная ставка налога получается 12,8 процента. И ниже, если высокие затраты. Мы с вами, получив зарплату, отчисляем 13 процентов подоходного налога в бюджет.

«СБ. Беларусь сегодня»: Сколько ИП платили в 2021 году единый налог?

А. Ковалевский: 55,7 тысячи.

«СБ. Беларусь сегодня»: Уже известно, кто какую систему налогообложения выбрал?

А. Ковалевский: Статистика будет только по итогам первого квартала.

«СБ. Беларусь сегодня»: А какое количество ИП платили подоходный налог по общей системе?

А. Ковалевский: Всего 16,1 тысячи, а упрощенную систему налогообложения применяли 189,3 тысячи человек.

«СБ. Беларусь сегодня»: Очень говорящие цифры – основной или базовой системой пользовались меньше 10 процентов ИП. Может, с ней что-то не так?

П. Вабищевич: Если посмотреть, сколько ИП платили налогов за себя и наемных работников в 2021-м по общей системе, то сумма примерно 10 тысяч рублей в расчете на каждого. А те, кто применял упрощенку или единый налог, около 2000 рублей – разница в пять раз! А виды работ и услуг у них могли пересекаться. В таких условиях сложно конкурировать, выстраивать ценовую политику, разный вклад в развитие экономики страны получается.

«СБ. Беларусь сегодня»: Но, помимо того, что в некоторых случаях больше невозможно применять единый налог, ставки его в среднем выросли в 2–4 раза. К примеру, читает минский парикмахер 31 декабря 2021 года обновленный Налоговый кодекс и узнает, что единый налог для его вида деятельности завтра увеличивается со 135 рублей до 540 в месяц, а у строителя – со 155 рублей до 478. Почему такой резкий рост? Наверное, это больше всего шокировало…

А. Ковалевский: При пересмотре ставок Минфин исходил из доходности бизнеса. Были проанализированы реальные налоговые декларации ИП, учтена их декларируемая выручка, процент изъятия и сделано сравнение с классической ставкой подоходного налога. И такая в среднем получилась сумма.

До сих пор на рынке существовала странная конкуренция: ИП – плательщик единого налога отчислял в бюджет в процентном отношении в несколько раз меньшую сумму, чем, к примеру, его же наемный работник, из зарплаты которого удерживается 13-процентный подоходный налог.

Право налево

«СБ. Беларусь сегодня»: Отлично, справедливость восторжествовала. Но! Поскольку мы не смогли уговорить поучаствовать в дискуссии ни одного индивидуального предпринимателя (многие еще не понимают, что делать дальше), давайте попробуем как-то смоделировать логику их потенциальных действий…

А. Копыток: У нас есть информация от ИП о том, что грядет серьезное сокращение и закрытие точек бизнеса.

П. Вабищевич: Мы сейчас работаем в регионах, общаемся с представителями местной власти на местах. Нет массового ухода от применения новых ставок. Моя точка зрения – большого движения и закрытия ИП не будет.

«СБ. Беларусь сегодня»: И все же. Представим: парикмахер или строитель за годы успешной деятельности очевидно имеет свою клиентуру и вполне может закрыть ИП и уйти в тень. Сделал прическу или отремонтировал квартиру, получил от клиента наличные – и все, никому ничего не обязан.

М. Ковалев: Да, у парикмахера отследить доходы не так уж легко. Очень часто работают на дому.

А. Ковалевский: Но парикмахеры у нас уже давно выведены из категории ИП. Чтобы законно вести бизнес, им достаточно быть самозанятыми. К слову, перечень самозанятых довольно велик и постоянно расширяется. Налог для парикмахеров в Минске – 226 рублей, в областных городах – 208 рублей, крупных (типа Бобруйска и Борисова) – 121 рубль, в остальных – 82 рубля.

Сравните стоимость любой стрижки и поймете, что 82 рубля в месяц – это доход за несколько дней работы. Налог на штукатурно-малярные работы для самозанятых – 292 рубля в Минске, 269 – областные центры, 247 – крупные города и 142 рубля – для иных.

М. Ковалев: Подход правильный, что за выдачу патента надо заплатить энную сумму. Кстати, большинство из тех, кто был тунеядцем, на самом деле самозанятые. Вот чего нам действительно не хватает, так это доступной разъяснительной работы. Сегодня надо, чтобы налоговые инспекторы по телевидению, в прессе, на консультациях рассказывали людям, как правильно и сколько (а по сути, и не так уж много) им надо платить налогов.

«СБ. Беларусь сегодня»: Хорошая тема. Готовясь к нашей беседе, я звонила в контакт-центр МНС по телефону, указанному на сайте, чтобы получить кое-какие консультации по нюансам налогообложения. И чуть не заснула, ожидая ответа специалиста, обещанного автоответчиком. Да так и не дождалась. Затем дозвонилась в районную налоговую инспекцию, где мне сказали прийти на консультацию в порядке живой очереди. И очередь, надо понимать, была немалая, отвечавший специалист лишь прокомментировал: людей много. Я не стала рисковать здоровьем, пандемия как-никак. Это к вопросу о полноте и доступности информации. Однако мы отвлеклись, вернемся к теме. А что если у ИП-парикмахера был салон красоты?

А. Ковалевский: Может продолжать предпринимательскую деятельность и оплачивать подоходный налог, как мы уже обсуждали, по ставке максимум 12,8 процента.

«СБ. Беларусь сегодня»: А если решит закрыть бизнес, процедура для ИП сложная?

А. Ковалевский: Вопрос не к нам. Этим занимаются исполкомы. Налоговая инспекция, если предприниматель больше двух лет не активен, направит представление в исполком на прекращение его деятельности.

А. Копыток: Это проблема. В отношении тех, кто захочет ликвидироваться, не продумана упрощенная система. Например, в России написал заявление – и при отсутствии долгов это происходит в считаные дни.

На рынках

«СБ. Беларусь сегодня»: Идем дальше. ИП, торгующие на рынках: ставка при реализации хлебобулочных изделий была 88 рублей – стала 352, овощей и ягод – 108 и 354, одежды из натуральной кожи – 315 и 1260 соответственно. Что делать, если, к примеру, кожаные куртки не покупают?

А. Ковалевский: ИП, занятые торговлей, в январе имели возможность перейти на упрощенную систему налогообложения – это 6 процентов налога от валовой выручки. Поскольку рентабельность в розничной торговле невысока, а затратная часть иногда достигает 90 процентов от выручки, выгоднее перейти на общую систему налогообложения с учетом затрат.

«СБ. Беларусь сегодня»: Но ведь это значит, нужно вести учет, иметь полный пакет документов, да еще чтобы все соответствовали нужным критериям. Не все торгующие на рынках настолько грамотны и сведущи в этом.

А. Ковалевский: Режим единого налога был самым спорным, во всем мире от него отказываются. Платить налоги надо от дохода. Это справедливо.

М. Ковалев: В мире происходит постепенное выравнивание налогов для ИП и малого бизнеса. В Украине буквально недавно, 7 февраля, «наехали» на программистов, резко ужесточив возможность заниматься программированием в качестве ИП, которых уже было [САИ1] свыше 300 тысяч, и создав некий аналог белорусского ПВТ с ослабленными налогами.

В Германии статус ИП скорее похож на наших самозанятых. Ими могут быть врачи, архитекторы, адвокаты, налоговые инспекторы, ремесленники. Но войти в это сословие достаточно сложно. К примеру, ремесленнику нужно пройти экзамен в региональной палате ремесленников. И нельзя сказать, что у них там какие-то льготы по налогам. Привлекает скорее облегченный порядок бухучета до определенного уровня дохода. Думаю, и у нас предприниматели охотнее переходили бы на общую систему налогообложения и не боялись ее, если бы учет был проще.

Но с мыслью, что для ИП и малых предприятий налоговая нагрузка будет одинаковой, надо каждому свыкнуться.

«СБ. Беларусь сегодня»: А не случится ли так, что, увеличивая нагрузку на предпринимателей, торгующих на рынках, делаем щедрый подарок сетевикам?

М. Ковалев: Понятно, если будут равные условия налогообложения, то мелкая торговля с сетями конкуренцию не выдержит.

«СБ. Беларусь сегодня»: Как это может сказаться на ценах?

М. Ковалев: Не исключаю, что цены на рынках будут выравниваться с магазинными. Но налоги нужны, чтобы платить зарплаты врачам и учителям. Почему ИП платили в разы меньше?

Индивидуальный предприниматель Татьяна Гаранович из Молодечно благодарна государству за поддержку в открытии парикмахерской.

Нет – упрощенке

«СБ. Беларусь сегодня»: Продолжим о нововведениях. Следующая форма налогообложения, которой они коснулись, упрощенная система (УСН). Что важно знать о ней?

А. Ковалевский: Сегодня для ИП ограничено право на применение ее при оказании услуг, кроме прямо прописанных в Налоговом кодексе. Исключение: туристические, здравоохранение, сухопутный транспорт, общепит и программирование.

«СБ. Беларусь сегодня»: Что делать людям?

А. Ковалевский: Могут перейти на уплату подоходного налога или, если оказывают услуги только гражданам, на единый налог. Это самая массовая категория.

Между предпринимателями, занимающимися одинаковыми видами деятельности, сложилась не совсем здоровая налоговая конкуренция. Например, ИП и ООО на упрощенке занимаются одним бизнесом. ИП заплатил 5 процентов выручки, вывел прибыль, покупает дома, машины, ездит на отдых, а учредитель ООО или унитарного предприятия, заплатив 5-процентный налог, перечислит еще 13 процентов подоходного со своей зарплаты или с дивидендов. Итого 18 процентов. Ставка меняется, только если дивиденды не распределяются – больше 5 лет, тогда нулевая.

«СБ. Беларусь сегодня»: Почему ограничения коснулись именно услуг?

А. Ковалевский: Специфический вид деятельности, который не предполагает материального выражения. В этой сфере много попыток обналичивания средств и ухода от налогов с помощью фиктивных услуг. Налоговые органы это регулярно выявляют и предъявляют доплату налогов.

«СБ. Беларусь сегодня»: Полагаете, теперь не будут уходить от налогов, особенно при оказании услуг гражданам за наличные?

А. Ковалевский: Это чревато. Клиента может не устроить качество – проинформирует налоговую инспекцию. Не пробиваете по кассе выручку, но продолжаете покупать дорогостоящие вещи, машины, квартиры, путевки на курорты? Тогда должны знать, что у налоговых органов сегодня достаточно информации, чтобы проанализировать ваши доходы и расходы. И методов контроля множество. Много информации есть в интернете, где в принципе сложно замести следы.

А занижение выручки и, как следствие, неуплата с нее налогов – это правонарушение. Если сумма неуплаченных налогов превысит 2000 базовых величин, то наступит уголовная ответственность.

Прогноз на будущее

«СБ. Беларусь сегодня»: А что ждать малому бизнесу в 2023 году?

А. Ковалевский: ИП будет запрещено применять УСН. Останется два режима: единый налог и подоходный. И это коснется всех видов деятельности.

Вводится новый режим налогообложения – налог на профессиональный доход. Перечень плательщиков определит постановление Правительства.

«СБ. Беларусь сегодня»: Чем он интересен?

А. Ковалевский: Уплата налога в процентах от выручки, который заменяет и подоходный, и взносы в фонд соцзащиты, по ставке 10 процентов при работе с иностранными организациями и физлицами, с белорусскими компаниями – до 60 тысяч рублей выручки в год, если больше – 20 процентов с суммы превышения. Не надо будет сдавать отчетность, все делается через мобильное приложение, которое скачивается на смартфон пользователя. Появится возможность бесконтактных платежей и виртуального формирования чека, который можно потом выслать клиенту.

Сейчас обсуждается вопрос: будет ли переход на профессиональный доход обязательным или у плательщиков останется право выбора?

П. Вабищевич: Изменение налогового законодательства должно решать главную задачу – это простота для субъекта и упрощение администрирования. Налог на профессиональный доход – серьезное упрощение. Подобный уже работает в России, предприниматели хорошо к нему относятся.

М. Ковалев: Во многих странах ИП не имеют особого налогового статуса. И прямо надо сказать, что одна из причин, почему были предприняты ужесточения, заключается в том, что многие фирмы стали злоупотреблять и с помощью ИП оптимизировать налоги. На мой взгляд, основной формой бизнеса в Беларуси должны стать малые, микропредприятия и самозанятые.

«СБ. Беларусь сегодня»: Снижение количества ИП не опасно для экономики?

М. Ковалев: Сейчас не те времена. Люди без работы не останутся, те, у кого хорошо получается бизнес, образуют фирму либо станут самозанятыми и в другой форме войдут в статистику.

«СБ. Беларусь сегодня»: Андрей Валерьевич, согласны? Кстати, вы недавно попросили о встрече лично Президента, чтобы поговорить о бизнесе. Что хотите ему сказать?

А. Копыток: Последняя узкая встреча Президента с руководителями бизнес-союзов была в 2017 году. Конфедерация тогда подавала более 300 предложений, 35 из них вошли в основу ведения бизнеса, в указы, законы и постановления Совмина. Например, прекращена внесудебная конфискация имущества и товаров. Стала возможна только по решению суда. Введен заявительный принцип регистрации бизнеса, процедура ликвидации упрощена. Принята норма о признании задолженности по безнадежным долгам. Снижены, сняты многие запреты и ограничения. Это способствовало улучшению бизнес-среды.

Однако сейчас есть вопросы, которые требуют личного вмешательства Главы государства. Но пока, уважаемые коллеги, оставлю их за кадром. Хотел бы высказаться в общем. Мы выступаем с предложением о повышении эффективности использования потенциала предпринимательства для социально-экономического развития страны.

Треть рабочих мест и треть налогов обеспечивает малый и средний бизнес, а также около 48 процентов экспорта товаров и услуг. Эти цифры могут быть значительно выше, в том числе за счет расширения географии сотрудничества на международной арене.

«СБ. Беларусь сегодня»: Что сейчас происходит с ИП?

А. Копыток: Прошло только одно заседание рабочей группы при Минэкономики, где были собраны представители бизнес-ассоциаций, рынков, бизнес-центров, регионов и городов. Настроение такое: будет сокращение ИП и теневая экономика. Реальную картину увидим по итогам второго квартала. Мы отслеживаем ситуацию, кто и как выдержит новую налоговую нагрузку, какая категория какую займет нишу.

Готовится Белорусская неделя предпринимательства при поддержке Правительства, к ней мы формируем индекс делового оптимизма и выбираем лучший город и район для бизнеса. Просим в регионах правдоподобно и точно ответить о ситуации в экономике, выполнении программы по развитию предпринимательства и поручений Президента. Бизнес готов к выполнению. Но власть тоже должна его услышать. Это важно для установления доверительных отношений, а в конечном итоге для устойчивого развития экономики суверенной независимой конкурентоспособной Беларуси.

aelita@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter