Как живется женщинам без волос?

По прическе только встречают

«Девушка, вы такая красивая! Просто невероятно... Пожалуйста, разрешите с вами сфотографироваться!» — двое незнакомых парней, казалось, готовы были упасть на колени перед моей спутницей. Ирина смутилась, но согласилась. Я отошла в сторонку и вместе с другими пассажирами, ожидавшими полуночный поезд на станции метро «Октябрьская», стала наблюдать за происходящим. Да и момент, надо сказать, был своего рода историческим. Конечно, в частном смысле. Дело в том, что 28–летняя Ирина впервые в жизни решилась проехать в метро такой, какая есть. То есть — совсем без волос.


Ирина вдруг полностью лишилась волос в 18 лет, когда сдавала в медуниверситете первую сессию. Когда хотелось быть симпатичнее подруг. Когда впервые влюбилась... Согласитесь, алопеция — патологическая потеря волос — не лучшее, что может произойти с человеком в таком нежном периоде. Правда, вскоре волосы стали отрастать. Но потом снова выпали. Все до единого. Вот с тех пор больше пока не возвращались... Как было с этим жить дальше? Врачи один за другим беспомощно разводили руками. В том, что порой жить и вовсе не хотелось, признается и 35–летняя Катя. У нее другая история: волосы выпали, когда ей было около годика... Стоит ли говорить, что основная причина всех неудобств для этих девушек заключалась во взаимоотношениях с обществом? Ведь это мы норовим оглянуться вслед, причмокнуть, присвистнуть, показать пальцем, задать некорректные вопросы, сделать поспешные выводы и непременно обсудить тех немногих, кто внешне выбивается из толпы. Кто выходит за рамки и стереотипы, которые мы сами же себе и придумали... Поэтому когда Катя и Ира предложили встретиться в довольно популярном заведении в самом центре Минска, я, конечно, очень удивилась и тут же стала строить догадки: «А какие они придут? В креативных шапочках, экстравагантных париках, платках, банданах?»

Ира появилась в кафе, ничего не скрывая. С ослепительной улыбкой. Катя пришла чуть позднее. В малоприметной молодежной летней шапочке. Разные, как день и ночь. Но поразительно красивые, ранимые и удивительно мужественные. Только представьте, каково это: на всю страну решиться поговорить о том, что уже долгие годы больше всего мучает...

— Помню, лежу я во время тихого часа в детском саду с закрытыми глазами и молюсь сразу всем богам на свете. «Умоляю, пусть будет так: я сейчас медленно досчитаю до 25, открою глаза — и буду уже с волосами», — вспоминает Катя. Но чуда не происходило. А еще я очень хотела, чтобы мои родители перестали меня все время возить по врачам, исследовать и пытаться лечить. Понимаю, что мама хотела как лучше, но это были настоящие пытки. Ведь ничего не помогало, а я только терпела боль, травила свой организм всякими микстурами и внутренне еще больше загонялась... А эти дурацкие парики и шапочки, которыми старательно меня украшали? Первый парик был куплен к первому классу. Еще советский. Пародия на волосы. Сейчас, когда я смотрю альбом со своими детскими фото, даже не знаю, плакать мне или смеяться. Жалко и себя, маленькую, и маму. Понимаю, как ей было тогда тяжело...

С общением туго. И если раньше Катя много времени проводила на различных интернет–форумах, выбирая компанию собеседников, столкнувшихся с аналогичной бедой, то сейчас категорически от этого отказалась:

— Сколько можно слушать этот воинственный плач? Мгновенно взрываюсь от мамаш, которые упрямо не хотят принять своих лысеньких детей такими, какие они есть. Ну что может быть мудрее: взять и перестать дергать своего ребенка, которому и так несладко? Первой начать им любоваться... И всем станет проще и легче. Ведь красота не только в волосах!

Ира соглашается, вспоминая одну за другой истории, когда достаточно было просто снять головной убор, чтобы тут же заполучить любопытных или, что еще хуже, сочувствующих собеседников с бурной фантазией: «Что с вами случилось? Вы чем–то болеете? Вы из какой–то секты? А этим нельзя заразиться?..»

— На границе меня спрашивали: «С какой именно целью вы побрились?» Зато есть и плюсы: с такой «прической» я могу себе позволить любой экстравагантный наряд.

Но самое болезненное, говорит Ира, это когда весь интерес собеседников сосредоточен только на волосах, а точнее, на их отсутствии:

— Я тогда просто прерываю общение. Впрочем, лысая голова — неплохой фильтр: рядом остаются только умные, верные, адекватные и внутренне богатые люди, с которыми мне тепло.

Увы, такое — комфортное и снисходительное к странностям другого — общество оказалось легко найти только за границей, говорят девушки. Даже обидно... Ведь обе любят страну и город, где живут.

— Полагаете, это легко? Надела парик — и целый день только чешешься, потеешь и мечтаешь его снять. Не надела — сразу «член секты», «больная» и так далее, — грустно улыбается Катя. — Я ведь даже художником стала не потому, что грезила с детства, а потому, что людям этой профессии внешняя непохожесть как бы простительнее...

Что и говорить, строить планы и принимать решения, все время думая о собственной голове, наверное, более чем мучительно. Ведь хочется жить СВОЮ жизнь. И никому ничего не объяснять. Но, к сожалению, до сих пор им легче находиться дома, чем на людях: Ире — с родителями, Кате — с собакой...

Впрочем, ближе к концу нашей встречи тональность беседы приятно изменилась. У каждой из красавиц нашлись и другие истории — когда именно непохожесть вызывала восторги и преклонение мужчин, когда можно было пошутить над окружающими и даже воспользоваться ситуацией. Потом Катя вдруг призналась, что больше не хочет закрываться, и теперь она не художник, а психолог, как и мечтала... И обе вспомнили, как быстро иногда менялся мир, стоило лишь изменить к нему свое отношение.

— Если бы я могла прямо сейчас исполнить любое ваше желание, но только одно, оно было бы связано с волосами? — поинтересовалась я на прощание.

— Нет! — ответили девушки даже не задумываясь.

И ушли довольными.

Комментарий


Дерматолог–трихолог кандидат медицинских наук Марина Качук занимается здоровьем волос более 30 лет и утверждает, что проблема алопеции растет:


— Все больше фиксируется сегодня подобных случаев как среди взрослых, так и среди детей. От состояния волос, являющихся придатком кожи, нередко зависит судьба человека, страдает психика, люди становятся раздражительными, замкнутыми, избегают общения, фактически устраняясь от активного образа жизни. Между тем единая концепция патогенеза алопеций до сих пор отсутствует, недостаточно изучено многообразие ее клинических проявлений, остается нерешенным, по большому счету, и вопрос лечения. Различают врожденные и приобретенные алопеции. В первом случае речь о полном отсутствии или недоразвитии волосяных фолликулов. Волосы при этом редкие, тонкие, ломкие, плохо растут, их выпадение продолжается из года в год и заканчивается тотальной потерей. Лечение малоперспективно. Приобретенная алопеция — это результат экологических (внешних) и эндотоксических (бактериальная инфекция, тяжелые заболевания, эндокринные нарушения и т.д.) факторов. Из приобретенных алопеций наиболее часто регистрируется очаговая, которая может развиться в любом возрасте у представителей обоих полов... Самое экстремальное проявление алопеции — полная потеря волосяного покрова на теле, включая брови и ресницы.

Что касается причин заболевания, то наиболее многочисленную группу составляют люди, у которых выявляются расстройства вегетативной нервной системы. Вообще, факторов, способных спровоцировать потерю волос, так много, что все и не перечислить. Например, кариес, тонзиллит, заболевания щитовидной железы и надпочечников, химическая окраска и завивка, переутомление, стресс, кормление грудью, ЭКО, прием противозачаточных и понижающих давление препаратов... Замечу, что производители лекарств порой лукавят и не упоминают алопецию как возможный побочный эффект. Естественно, расплачиваются волосами любители посидеть на диете, ведь даже отказ от хлеба может испортить всю картину. А проблема алопеции у детей нередко становится следствием глистной инвазии. Поэтому тем, у кого дома есть питомцы, не стоит пренебрегать мерами профилактики: раз в три месяца и животное, и все члены семьи должны пройти курс лечения антигельминтным препаратом.

Ежедневно у человека выпадает до 30 — 40 волос. Такая потеря — норма. При этом на месте выпавших вырастают новые  и алопеция не развивается. Если же человек подвергается сильному стрессовому или другому патологическому фактору (беременность, кровотечение, прием лекарств, злокачественное заболевание), то часть волосяных фолликулов вступает в фазу катагена и телогена, при которых наступает избыточное выпадение — от 80 до 250 волос. Если неблагоприятный фактор быстро устранить, проблема может уменьшиться или сойти на нет. Однако поводом обратиться к врачу является не только усыпанная волосами ванна, когда вы моете голову, но также их ломкость, покраснение, пятно, лысый островок...

В любом возрасте волосы требуют заботы и внимания. Особый акцент делаем на витаминах А и Е. Очень полезны цинк и железо. К сожалению, оставляет желать лучшего качество продуктов на магазинных полках. Многие из них напичканы консервантами и прочими искусственными добавками, а также обработаны химикатами — все это может усилить выпадение волос. В ежедневном рационе должны быть хлеб грубого помола, горсть белых тыквенных семечек и хотя бы один из этих продуктов: цитрусовые, молочные, рыба, печень, бобовые.

eversman@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter