О чем мечтают студенты факультета экранных искусств БГАИ

По правилам золотого сечения

Снять современный многосерийный художественный фильм и привлечь внимание широкой аудитории по силам студентам Белорусской государственной академии искусств (БГАИ). Какие шаги для реализации креативных планов они делают уже сегодня? Чтобы узнать об этом, мы заглянули к ним в гости.

Занятия на факультете экранных искусств Белорусской государственной академии искусств.

 Творческая мастерская

Многие студенты факультета — стипендиаты специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. Некоторые даже дважды и трижды. Об этом рассказывает декан Павел Иванов, проводя экскурсию по аудиториям, мастерским. Обращаю внимание на множество грамот, дипломов всевозможных фестивалей и конкурсов. Павел Владимирович говорит: «Если студент хочет заявить о себе, то сидеть сложа руки не будет. Тысячи фестивалей проходит. Главное — не упустить шанс и раскрыть талант».

Павел Иванов.

Когда слышит высказывания о том, что наш кинематограф находится в стагнации, в том числе из‑за низкого уровня образования, не соглашается. «На самом деле, — утверждает декан, — с уровнем подготовки на факультете все в порядке».

А вот о проблемах с кадрами стоит задумываться уже сейчас, считает Иванов: преподаватели с высоким уровнем квалификации стареют, а замены им нет.
В академии искусств готовы снять современный молодежный сериал, способный заинтересовать широкую аудиторию.
Павел Владимирович рассказывает, что государство ежегодно выделяет факультету небольшие денежные средства из бюджета. Их хватает на производство примерно трех учебных работ. Главное условие — достойная тема и ее разработка. Специалисты отбирают три лучших сценария короткометражных игровых фильмов среди студенческих работ и отправляют в жесткие рамки коммерческого кино, когда за два‑три съемочных дня нужно успеть отснять весь материал.

— Недавно при поддержке Министерства обороны Беларуси удалось снять фильм на военную тематику «Спасибо вам!». Нам предоставили полигон, технику, оружие и сопровождение. Киноальманах лучших учебных работ на военную тематику, куда вошел и этот короткометражный фильм, представили в Минске в учебном театре нашей академии ко Дню защитников Отечества.


Несмотря на сложную эпидситуацию, творческий процесс на факультете ни на минуту не останавливается. Фильмов снимают по‑прежнему много.

Павел Иванов говорит, что по количеству выпускаемых работ факультет может соревноваться разве что с Белтелерадиокомпанией:

— Подумалось: вот бы нам воспользоваться возможностями «Беларусьфильма». Ведь сейчас киностудия простаивает. У нас есть добротная основа для производства хорошего современного кино. Места только маловато.

Кто хочет стать режиссером

Без подготовки попасть на факультет экранных искусств трудно, так как сдавать, кроме ЦТ, придется и внутренние творческие экзамены. Если при поступлении на специальность «актер драматического театра и кино» могут сработать природные данные, то на режиссуру без багажа знаний попасть не получится.

Павел Владимирович вспоминает времена, когда на режиссуру брали только тех, у кого уже был диплом о первом высшем образовании:

— Средний возраст первокурсника режиссерского факультета ранее был около 30 лет. Я поступил в 28. Сейчас наш студент помолодел почти вдвое. Многие приходят сразу после школы, а для режиссера важен опыт. В 16—17 лет он невелик, поэтому приходится быстро наверстывать. Действенный способ — чтение литературы, углубленное изучение истории театра и кино, живописи. Читать и смотреть нужно как можно больше!


Абитуриенту важно уметь ориентироваться в основных культурных событиях, происходящих в стране, убежден декан. Специальность «режиссура кино и телевидения (звукорежиссура)» требует, кроме всего прочего, наличия музыкального слуха и чувства ритма. Будущий оператор должен быть знаком с азами построения фото‑ и видеокадра. На базе факультета экранных искусств есть подготовительные курсы для поступающих. Однако подготовиться можно и самому.

— Режиссура — это в первую очередь образ мышления, способность аккумулировать в себе чувства и образы, — говорит Павел Иванов. — Не каждому удается видеть в обычных вещах что‑то неординарное. Не развив образное мышление, невозможно, например, увидеть в старом дереве искореженную судьбу человека. А вот овладеть техникой помогут специалисты. Главное — научиться составить кадры так, чтобы зритель задумался, растрогался до слез или надолго получил заряд бодрости и вдохновения.

kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter