По «одежке» и графа?…

В новом году будем курить «по-новому»...

Рынок табачных изделий к концу года рискует оказаться на «голодном» пайке, а производители — с затоваренными складами.

Такое развитие событий может спровоцировать введение нового стандарта, который предусматривает, что предупредительная надпись о вреде курения на пачке должна составлять не менее 30% от ее площади. Такой «экстерьер» сигарет — нормальная мировая практика. Социальную целесообразность нового стандарта не отвергают и все участники белорусского табачного рынка. Беспокоит их другой фактор: стремительность сроков, отведенных для перехода на новый стандарт.

В большинстве стран для этого отводился соответствующий переходный период. Так поступили и в России, которая в новом году тоже будет курить «по-новому»: производителям несколько месяцев разрешается использовать старую упаковку, чтобы израсходовать запасы этикета. В этот же период оба вида пачек будут обладать равными правами в торговле: дается возможность оптово-розничному звену распродать складские запасы и закупить продукцию, соответствующую новым стандартам. Возможно, к такому решению придут и в Беларуси. Но пока правовая база предусматривает более динамичный переход на новые рельсы.

Возможно, в нормативные документы еще будут внесены уточнения или дополнения, но пока сценарий перехода на «свежие» пачки выглядит следующим образом. Производителям для смены упаковки фактически отводится только новогодняя ночь. Правда, разрешается реализация со склада продукции «старого формата», выпущенной до 1 января 2010 года. Допускается ее продажа и в оптовой, и в розничной торговле. Однако имеется одно но — требование Министерства по налогам и сборам раздельного проведения по бухгалтерскому учету табачных изделий, выпущенных по разным стандартам.

Отечественные производители «табачки» сейчас подсчитывают потенциальные убытки от предупредительных надписей о вреде курения. Конечно, о новом стандарте все участники рынка знали еще в начале года. Тогда же стали и готовиться, разрабатывать новый дизайн для продукции, размещать заказы в типографиях… Но чудес не бывает: сколько ни приноравливайся, а перейти без финансовых потерь за одни сутки на новую пачку нереально.

Любой производственник знает: упаковка — своеобразный расходный материал, который всегда изготавливается про запас. Специфика ценообразования в полиграфической отрасли: чем больше тираж, тем ниже стоимость оттиска. Например, у табачников минимальная серия этикета измеряется десятками миллионов штук. Поэтому у производителей на складах лежит солидный запас «одежки». Например, у ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» его стоимость превышает 1,5 миллиарда рублей. Выработать его до конца декабря вчистую — значит полностью поломать производственный график, подстраивать его под наличие упаковки, а не под спрос торговли и потребителей. В итоге предприятие поставлено перед невеселой дилеммой: либо утилизировать в новом году «старостандартные» упаковочные материалы, либо забивать склады. Скажем, гродненская фабрика выпускает около 40 наименований сигарет. Есть передовые бренды с объемом реализации несколько миллиардов штук в год — они быстро «съедают» минимальный экономически оправданный тираж упаковки. Ежегодные продажи других торговых марок более скромные — несколько десятков миллионов штук, и одного типографского заказа для них хватает на долгие месяцы. И теперь эти пачки либо выбрасывай, либо заполняй продукцией до конца года и ставь на склад. И сложный вопрос, когда они продадутся.

Эксперты считают: в ноябре — декабре торговля вообще может прекратить приобретать табачную продукцию. Налоговое администрирование в республике назвать простым сложно, а раздельный учет сигарет в зависимости от даты их выпуска — дополнительная головная боль, которая ни опту, ни рознице не нужна. К тому же ее можно легко избежать: прекратить в конце года закупки, распродать запасы «табачки» в упаковке стандарта 2009 года вчистую, а с января перейти исключительно на реализацию продукции с новым внешним видом. Но в одночасье выпустить полный спектр продукции производители не смогут, и некоторые торговые марки на несколько недель могут исчезнуть из розничной торговли. Что касается «старых» складских запасов, то с ними производителям «придется» воевать своими силами.

В этом году табачному рынку откровенно не везет. Его начало «трясти» в январе, когда попеременно повышались акцизы и цены на «табачку». В преддверии подорожания оптовики по максимуму запасались продукций, после публикации новых цен, которые утверждаются постановлением Министерства экономики, продажи предприятий падали чуть ли не до нуля: переоценив сигареты, торговля распродавала накопленные пачки. Столь резкие и неожиданные колебания спроса то и дело сбивали размеренный ритм работы производителей сигарет. Ситуация стабилизировалась и вышла на плановый и предсказуемый режим только во втором полугодии. И после нескольких месяцев спокойной работы резкое введение в силу нового стандарта снова может спутать карты…

По идее первое полугодие 2010-го, по примеру России, целесообразно объявить переходным периодом, когда и новый, и старый стандарты легитимны. Тогда производители спокойно выработают запасы упаковки, перейдут на новую в плановом режиме и без лишних потерь. Раздельный бухгалтерский учет вообще создает проблемы на ровном месте. С фискальной точки зрения внешний вид пачки не играет никакого значения: ведь меняется стандарт, а не ставки налогов или акцизных сборов. Некоторые полагают: две бухгалтерские графы для «табачки» — насущная необходимость, если будет одноразовый переход на новый стандарт. Это исключит несанкционированный выпуск продукции в упаковке «старого формата». Впрочем, контроль за производством и реализацией табачной продукции в республике и без этого находится на высоком уровне. На каждую пачку обязательно наносится маркировка, по которой можно без труда вычислить дату производства, время и даже состав смены. Да и акцизные марки являются «документами» строгой отчетности. Зачем вносить дополнительные сложности в бухучет? Кризис кризисом, стандарты стандартами, а требования Директивы № 3 никто не отменял.

Словом, введение в силу нового стандарта без переходного адаптационного периода может привести к серьезным проблемам в табачной отрасли. По прогнозам экспертов, велика вероятность, что на складах у производителей к началу года может скопиться запас продукции, эквивалентный 2–3-месячному объему производства. Это миллиарды рублей замороженных оборотных средств, потеря прибыли, снижение налоговых отчислений… А ведь табачная отрасль даже в условиях кризиса сохранила высокую рентабельность, регулярно пополняет бюджет. Конечно, здоровье нации, борьба с вредными привычками тоже важные задачи. Но необходимо искать компромисс с точки зрения экономической целесообразности. Кстати, в начале года о необходимости соответствующей экспертизы говорили представители Министерства юстиции, чтобы заранее и всесторонне просчитывать финансовые последствия принимаемых нормативных правовых актов и избегать неоправданных потерь…

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter