По образу и подобию

Действительно ли Несвиж – «небесный Иерусалим»?
Действительно ли Несвиж – «небесный Иерусалим»?

Москва рискует остаться без титула «Третий Рим». За это звучное звание с белокаменной собирается поспорить наш Полоцк. Вопрос только, какой номер получит родина Преподобной Евфросинии. По мнению Юрия Чантурия, доктора архитектуры, профессора Белорусского национального технического университета, Полоцк — уменьшенная копия Константинополя. А так как Царьград по праву считается вторым Римом, то Полоцк, выходит... третий. Потому что древнее Москвы. Можно в это не верить, но совпадения поразительны.

— Оба города воздвигнуты на семи холмах, в три угла. А три и семь — числа сакральные, их повторение и совмещение на одном пространстве не случайно, — делится своим открытием Юрий Владимирович. — Главную городскую вершину и в Константинополе, и в Полоцке венчает храм Святой Софии. Причем если константинопольский собор смотрит на Мраморное море и залив Золотой Рог, то полоцкий как бы отражает эту далекую перспективу: море здесь «заменяет» Двина, а Золотой Рог — речка Полота. Два берега Двины к тому же образуют такую же дугу, как и европейский, и азиатский берега Мраморного моря, на которых раскинулась бывшая столица Византии.

По мнению профессора Чантурия, то, что Константинополь и Полоцк Х — ХIII веков очертаниями напоминают треугольник, говорит о задумке архитекторов воплотить в плане города идею о Святой Троице.

После завоевания Константинополя в конце XV века турками Полоцк перестраивается по образу и подобию другого древнего города.

— Главные архитектурные доминанты Полоцка того времени повторяют размещение знаковых объектов Иерусалима, — продолжает профессор Чантурия. — Это церковь XI — XIII веков, Софийский собор, Красная башня, Черный ручей и переезд через него, иезуитский сад и костел. Такая шестиэлементная система повторяет с запада на восток соответствующие точки на плане Иерусалима: храм Гроба Господня, храм Соломона, Золотые ворота, поток Кедрон и переезд через него, Гефсиманский сад и, наконец, часовню Вознесения Господня.

Белорусские зодчие на этом не остановились. «Копии» Иерусалима земного им показалось мало. И в XVI веке в нашем крае была воплощена идея небесного Иерусалима. На этот раз выбор пал на Несвиж.

Иоанн Богослов в Апокалипсисе описал свое видение: Священный Град, спускающийся с небес: квадратный в плане, по три башни с каждой стороны, посередине — престол Святой Троицы. Несвиж также имеет форму квадрата, а функции трех башен выполняют его храмы. Святой престол — знаменитая ратуша.

Кому же принадлежит такая претенциозная задумка — сравнить Несвиж с Иерусалимом?

Считается, что обустроил радзивилловскую столицу в конце XVI века приглашенный из Италии зодчий Джованни Мария Бернардони. Однако недавно выяснилось, что уроженец Апеннин лишь исполнял чужой заказ.

— Бернардони — всего лишь ремесленник, — говорит Эудженио Риккомини, профессор Болонского университета, приехавший из Италии в Беларусь, чтобы подивиться на шедевры земляка. — У него было задание: построить дом, храм, соорудить крепость. Джованни Мария, как бы кому ни казалось, не интеллектуал и уж точно не мыслитель, ему не приходилось думать — он каменотес, строитель. Да, пожалуй, великий строитель.

По словам архитектора–реставратора Вадима Глинника, Бернардони успевал не только работать. Вел он весьма свободный образ жизни, иногда, в общем, забрасывая саму работу. А вот кто по–настоящему творил — так это Миколай Христофор Радзивилл Сиротка. По возвращении из путешествия по Ближнему Востоку (1583 — 1584 годы), посетив Крит, Кипр, Сирию, Палестину и Египет, он начал широкое строительство в Несвиже: был возведен каменный замок на месте прежнего деревянного, в самом городе были построены иезуитский, бенедиктинский, доминиканский монастыри.

Для этих и других работ и был «выписан» из Италии Бернардони.

Понятно, откуда у Радзивилла родилась идея запечатлеть в своей столице образ Иерусалима. Правда, в том, что на улицах Несвижа повторены очертания центра Святой земли, уверены не все исследователи.

— Точных свидетельств на сей счет нет, — говорит Вадим Глинник. — Гипотеза Юрия Чантурия интересна, но если, скажем, Москву современники и вправду воспринимали как третий Рим, то в отношении параллелей наших городов с мировыми столицами я был бы поосторожнее.

Если правда, что истина рождается в споре, то пробираться к ней, очевидно, придется еще долго — узкими улицами и переулками. Но познав наконец, какой тайный замысел вложен зодчими в очертания наших городов, возможно, мы сможем предсказать свою судьбу...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter