12 октября поклонники творчества актера и режиссера Ролана Быкова отметят 90-летие со дня его рождения

По обе стороны экрана

12 октября поклонники творчества удивительного актера, режиссера, сценариста и педагога Ролана Быкова отметят 90-летие со дня его рождения. К юбилею на телеканале ОНТ увидим документальный фильм «Ролан Быков. Я вас, дураков, не брошу…» и комедию «По семейным обстоятельствам». «Культура» покажет художественный фильм «Чучело» и документальную работу «Портрет неизвестного солдата», в основе которой незаконченный документальный фильм Быкова, задуманный им в начале 1990-х.

ok.ru
Ролану Быкову было много отмерено природой. Его невероятная харизма и энергетика при далеко не героических внешних данных магнетически воздействовали на зрителей. Он родился в Киеве, затем семья переехала в Москву. Окончив Щукинское театральное училище, оттачивал актерское и режиссерское мастерство в разных московских и ленинградских театральных студиях и коллективах.

Уже начало его творческой биографии поражает какой-то неуемностью и стремительностью. Служил актером и режиссером Московского театра юного зрителя, одновременно был актером Московского драматического театра, руководил театральной студией Бауманского Дома культуры. Работал внештатным корреспондентом детской редакции Центрального телевидения и редактором сатиры и юмора Радиокомитета Москвы. Организовал Студенческий театр МГУ, стал его главным режиссером. В 1959—1960 годах Быков являлся главным режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, после чего его с головой поглотило кино, и были тридцать лет на «Мосфильме» и более ста ролей, и собственные картины.

Его деятельность действительно всегда перехлестывала через край. Ролан Антонович создал много ярких эксцентрических образов. А новаторский взгляд на детское кино? До него никто не снимал таких раскованных сказок, как «Айболит-66», и таких картин, как «Чучело». Он не признавал в искусстве полумер, часто рубил сплеча, людей видел насквозь, был тонким психологом.

Одной из первых актерских киноработ Быкова стала роль в фильме Алексея Баталова «Шинель», где он точно и несуетно сыграл Акакия Акакиевича Башмачкина. И это была серьезная заявка. Ролан Антонович задал своеобразный уровень и канон в гоголевской эстетике. Позже он еще раз вернется к творчеству Николая Васильевича: как режиссер поставит фильм «Нос» и сам сыграет коллежского асессора Ковалева.

В легкой, непринужденной, импрессионистской по духу картине Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» Ролан Быков, казалось бы, воплотил безделицу: создал образ прохожего, на котором испытывал силу гипноза герой Никиты Михалкова. Чрезмерная бдительность этого прохожего привела к дальнейшим недоразумениям. Но и тут он запомнился зрителям, потому что сумел создать целое социальное явление — бдительного гражданина, который с большим подозрением относится к прогуливающимся в парке компаниям.

   

Мы видим очень разного по нюансам Быкова в картинах «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Бегущая по волнам», «Служили два товарища», «Большая перемена», «Из жизни отдыхающих», «12 стульев»… Иногда он продолжал сатирически изображать наших современников, таких как Петрыкин в «Большой перемене» или Иван в драме «Дни хирурга Мишкина». Тем не менее в этой яркой череде выделяются две его работы — роль Ефима Магазаника в драме Александра Аскольдова «Комиссар» и командира партизанского отряда Локоткова в «Проверке на дорогах» Алексея Германа. Однако эти фильмы на долгое время были положены «на полку».
Пообщавшись с Роланом Быковым, Михаил Ромм сказал: «Либо сумасшедший, либо очень талантливый человек, а может, и то, и другое вместе»
Удивлял Быков и как режиссер. Его первый фильм «Семь нянек» зрители полюбили, а юный Семен Морозов, сыгравший трудного подростка Афанасия Полосухина, возымел всесоюзную известность. Картины «Айболит-66», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», в которых Быков применял вариоэкран, были новаторскими по эстетике. Прием вариоэкрана позволял экспериментировать с изображением: границы кадра менялись в зависимости от сюжета, действие выходило за его пределы. В условно театральной эстетике «Айболита-66» не скрывали даже членов съемочной группы. Это был во многом новаторский подход, правда, далеко не все его оценили.
И в других своих фильмах Быков постоянно экспериментировал. Взять хотя бы ставшую для многих настоящим откровением картину «Чучело», снятую по одноименной повести Владимира Железникова. Эта психологическая драма удивляла всем: накалом экранных чувств, степенью откровения в показе школьных будней. Ролан Антонович в числе первых показал в советском кино, до какой необъяснимой жестокости в запале вражды способны доходить дети. Фильм получил главный приз на международном кинофестивале в Лионе и уже во время перестройки — Государственную премию СССР.

Нельзя не вспомнить, что на «Беларусьфильме» Быков сыграл в любимых киносказках «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» режиссера Леонида Нечаева. В «Приключениях Буратино» — вместе с супругой актрисой Еленой Санаевой. «Это был единственный случай, когда мы снимались вместе, — говорила позже актриса. — Вся роль, весь рисунок были придуманы Роланом. Он как бы солировал, а я шла за ним. Быков — партнер очень жесткий: если можешь играть вровень — играй, нет — он тебя, что называется, так «зашьет», что тебя и не увидят рядом».

Позже сын Елены Санаевой Павел напишет автобиографическую книгу «Похороните меня за плинтусом» о своем детстве, о том, как родители актрисы не приняли этот брак. Ее отца народного артиста СССР Всеволода Санаева в экранизации Сергея Снежкина блистательно сыграет Алексей Петренко, а мать — Светлана Крючкова. Но это уже совсем другая история.

КСТАТИ

Ролан Быков вел активную общественную жизнь. Занимался преподаванием на Высших курсах сценаристов и режиссеров, являлся академиком премии «Ника», руководил творческими объединениями, создал собственный фонд кино для детей и юношества. В «поздние» годы активно включился в политическую жизнь. В его дневниках и последних интервью все больше появлялось мыслей о крушении духовности и кризисе культуры.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter