По «могилевке» ехал самолет

ТРИ ГОДА назад на базе Центрального аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца в поселке Боровая Минского района распахнул двери единственный в стране Музей авиационной техники под открытым небом. О том, как он создавался, рассказывает начальник аэроклуба подполковник запаса Николай МОЧАНСКИЙ.

Воздушные машины в Музей авиатехники ДОСААФ добывают из-под земли и со дна озерного, а этот трудяга Ан-12 стал экспонатом почти своим ходом...

ТРИ ГОДА назад на базе Центрального аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца в поселке Боровая Минского района распахнул двери единственный в стране Музей авиационной техники под открытым небом. О том, как он создавался, рассказывает начальник аэроклуба подполковник запаса Николай МОЧАНСКИЙ.

— Разглядывая однажды в Германии экспонаты авиационного музея, задался вопросом: а почему ничего подобного нет у нас? — поделился Николай Петрович. — А когда в 1997 году стал начальником Центрального аэроклуба ДОСААФ, решил воплотить мечту в жизнь. Через два года взору посетителей предстали первые четыре самолета. С тех пор все наши помыслы нацелены на поиск новых экспонатов, а на площадку аэроклуба «приземлились» 33 крылатые и винтокрылые машины.

Его фонды пополняются из различных источников, порой самых неожиданных. Ведь бесхозный самолет по нынешним временам — огромная редкость. Чтобы разыскать что-либо пригодное, начальнику аэроклуба приходится садиться за руль авто и колесить по всей Беларуси. Но это для Николая Мочанского не столько труд, сколько призвание. Следуя его примеру, коллеги тоже включились в поисковую работу. Годится абсолютно все, что связано с авиацией. Технику находят в бывших военных городках, достают из водоемов, ее следы отыскиваются на полигонах, в пионерских лагерях, лесах и болотах… Винтокрылую технику здесь восстанавливают своими силами и на средства аэроклуба.

В экспозиции музея авиатехника самых различных видов и классов. Есть и знаменитый истребитель МиГ-15: на самолете такого типа в свое время летал и погиб первый космонавт Юрий Гагарин. Машину собирали по крупицам: что-то нашли на свалке в Мачулищах, что-то отыскалось… на дне озера Нарочь, а остальное воссоздали рабочие 407-го Минского авиаремонтного завода.

Здесь представлен и самый первый серийный вертолет — Ми-1, а фронтовая авиация — самолетом Ли-2, который в свое время находился в экспозиции Музея истории Великой Отечественной войны.

Благодаря усилиям Николая Мочанского в минувшем году в Российской Федерации был приобретен достаточно редкий по нынешним временам летательный аппарат — самолет Ан-12 1963 года выпуска. Вполне пригодный к применению, он, совершив перелет, в ноябре 2011 года приземлился в Могилевском аэропорту.

И вот недавно раритет по частям доставили в Центральный аэроклуб оборонного общества на трех мощных грузовых машинах и тягаче. Почти полувековой Ан-12 стал 33-м по счету экспонатом Музея авиатехники ДОСААФ, директором которого является полковник запаса Юрий Петров.

Летная биография небесного трудяги впечатляет. Начинал службу самолет в начале шестидесятых прошлого века, находясь в составе Военно-Воздушных Сил СССР. Затем с 1981-го по девяностые годы выполнял рейсы из Магадана в различные точки Советского Союза. После этого судьба забросила Ан-12 в жаркую Анголу, куда он был продан. Там самолет летал и выполнял спецрейсы вплоть до 2000 года. После этого его еще несколько раз перепродавали, и в итоге он снова оказался в Российской Федерации. В 2011-м срок летной жизни самолета подошел к концу. Именно тогда его присмотрели белорусы и договорились о покупке.   

После согласования всех вопросов с различными государственными структурами в течение нескольких месяцев велась подготовка к транспортировке раритетного самолета. И вот две недели назад фюзеляж, крылья, а также другие узлы и агрегаты Ан-12 были доставлены из Могилева в Музей авиационной техники ДОСААФ Беларуси по автодорогам общего пользования.

По словам начальника Центрального аэроклуба ДОСААФ Беларуси Николая Мочанского, подобное перемещение авиатехники наземным путем на расстояние свыше 200 километров в истории нашей страны было осуществлено впервые. На доставку ценного груза ушло более десяти часов, караван машин медленно двигался с соблюдением всех мер предосторожности в сопровождении кортежа ГАИ.

Пятидесятилетний Ан-12 займет свое почетное место в ряду экспонатов Музея авиатехники ДОСААФ Беларуси в первой половине 2013 года. Николай Петрович считает, что этот самолет-ветеран — настоящая «добыча» Центрального аэроклуба оборонного общества, потому что подобного летательного аппарата в нашей стране нет.

Валерий ПИНЧУК, «БН»

Фото Андрея ДРОБА

НАША СПРАВКА

Военно-транспортный самолет Ан-12   был   разработан     в          ОКБ им. О. К. Антонова на базе военно-транспортного самолета Ан-8. Первый полет совершил 30 декабря 1957 года. Предназначен для перевозки людей и грузов на расстояния до 6000 км. Среди модификаций Ан-12 — в большинстве своем транспортные самолеты, а также предназначенные для радиоэлектронной борьбы, и самолет-метеолаборатория Ан-12БП «Циклон».

Ан-12 представляет собой цельнометаллический высокоплан с прямым крылом, на котором расположены четыре турбовинтовых двигателя. Шасси самолета обладает высокой проходимостью, что позволяет ему взлетать с грунтовых аэродромов. Погрузка крупногабаритной техники осуществляется через грузовой люк с рампой в задней части фюзеляжа. В грузовой кабине можно разместить 95 человек или 90 раненых. На военных модификациях Ан-12 для прикрытия задней полусферы в кормовой кабине установлены две пушки НР-23 калибра 23 мм. Под крыльями имеются узлы внешней подвески для размещения осветительных бомб. Самолет был принят на вооружение многих стран мира.

Экипаж Ан-12 составляет 5—6 человек, максимальная скорость — 780 км/ч, крейсерская — 570 км/ч. Высота полета 8500 м, практический потолок — 10200 м. Дальность перегоночная — 6200 км, дальность действия — 3600 км.

Аэронавигационный запас топлива — 1600 кг/час. Расход авиатоплива в крейсерском режиме — 2,3 т/час. Максимальный взлетная масса — 61000 кг.

Масса снаряженного самолета — 35340 кг. Размах крыльев — 38 м. Длина — 33,1 м, высота — 10,53 м. Максимальный запас топлива — 22066 кг.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?