“По любви” или “за деньги”?

Сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное ему — учиться, мыть посуду, выгуливать собаку, некоторые родители встают на путь “подкупа”. Они согласны платить ребенку, если он будет делать то, что от него хотят. Хорошо это или плохо?

Мелочь, а приятно
В одной из радиопередач моя соседка услышала, что в Германии есть постановление правительства, обязывающее родителей платить детям за выполнение домашних обязанностей. Светлана решила испробовать новый способ воспитания на своем 12-летнем сыне. Он мальчик, надо сказать, послушный, но несобранный. Постоянно опаздывал в школу, забывал делать домашние задания, убирать в своей комнате.
Новый порядок пришелся мальчишке по душе. Каждый день, самостоятельно собравшись в школу и не опоздав, Лешка получал по 500 рублей. Опоздания теперь редки.
За полную уборку комнаты — пропылесосить ковер, сложить вещи и вытереть пыль — Лешке определили “зарплату” в 3 тысячи. Качество проделанной работы проверял вечером отец и выдавал честно заработанные. После похода в магазин Леше стали разрешать забирать мелочь. Весь свой “доход” парнишка стал складывать в специальную коробочку.
Однажды к ним в гости приехала бабушка. И долго пыталась переубедить молодых родителей, что деньги только развращают детей, что внук должен помогать по дому из любви, из понимания, что это важно для семьи.
— Он и понимает, и помогает, — отвечала Светлана, — только у него энтузиазма никакого нет. Все в итоге получается сделанным неаккуратно. А тут и Лешке интересно, и мне легче. К тому же Лешка учится самостоятельно обращаться с деньгами.
Когда у Леши накопилось тысяч пятьдесят, мама предложила добавить денег и купить новый модный рюкзак, на что парень рационально ответил: “Еще со старым ходить можно”. Так он копил еще не один месяц, пока не понял, на что ему действительно не жалко отдать свои “заработанные”: на покупку щенка овчарки. Родители не отказали в его просьбе, и теперь Леша каждый день выгуливает собаку, бесплатно, конечно.
А недавно, когда Светлана пошла на компьютерные курсы, прочитал учебник по “Word” и теперь дает маме платные консультации. Соседка только радуется:
— Не надо после работы долго разбираться в трудностях программы, да и ребенок уже освоил столь необходимый в наше время текстовый редактор!
Сейчас же Лешка собирает на дорогой учебник по “Web-дизайну”.
Кому это надо?
Саша звезд с неба никогда не хватала, но и последней в классе никогда не была. Училась на “хорошо” и иногда “отлично”. Но в 7-м классе начали появляться и пятерки. Мама забеспокоилась и решила “материально стимулировать” учебу дочери. Если в четверти не будет оценок ниже семи, то семейный совет решил купить ученице мобильный телефон. С энтузиазмом Марина принялась за учебу, задачу выполнила и получила подарок. Но вскоре искусственно “подогретый” интерес к учебе сошел на нет. Родители решили забрать дорогую игрушку, пока дочь снова не начнет учиться лучше. Так и не дождавшись значительных изменений, вернули телефон и больше экспериментировать с оплатой оценок не пробовали. Почему же так получилось?
В одном эксперименте группе людей стали платить за игру в головоломку, которой они увлеченно занимались. Скоро эти люди стали играть заметно реже, чем те их товарищи, которые никакой платы не получали. Человек успешно и увлеченно занимается тем, что он выбирает сам, по внутреннему побуждению. Если же он знает, что получит плату или вознаграждение, то его энтузиазм снижается. Человек в результате занят не “творчеством”, а “зарабатыванием денег”.
И следующий пример — тому подтверждение. Десятилетнему Сергею стали давать деньги за каждую прополотую грядку. Первый летний месяц все были довольны. Ребенок оказался при деле, а родители не могли нарадоваться, как их не слишком трудолюбивый сын ловко выдергивал из грядок сорняки. Но начались проблемы, ребенок стал требовать все больше и вперед, а бесплатно помогать и вовсе отказался. Появились деньги “мои” и “ваши”, т.е. родителей. Как образумить свое чадо, родители не знают до сих пор.
Комментарий педагога-психолога гимназии № 4 г.Минска Натальи ЖУК:
— Плата за учебу, домашнюю работу — это, конечно, мощный мотивационный стимул. Но тут многое зависит от сложившейся модели поведения в семье. В одних случаях могут возникнуть серьезные проблемы, в других же это может принести несомненную пользу. Для начала нужно ответить, кому в семье нужны хорошие оценки — родителям или детям? Скорее всего, родителям, потому что большинство детей не до конца осознают, зачем им нужны знания. Родителям также следует честно признаться, зачем нужно, чтобы дети хорошо учились. Хотят ли они удовлетворить личное самолюбие, испытать гордость за своих детей перед окружающими или же заботятся об их будущем?
Почему бы и не заплатить ребенку за учебу, если вы решаете собственные потребности? Однако здесь следует иметь в виду, что вполне может вырасти ребенок с потребительским отношением к людям, в том числе и к вам. Если же ваше внимание направлено прежде всего на жизнь ребенка, то поговорите с ним. Покажите ему, как его ежедневные поступки влияют на то, какой будет его жизнь в ближайшем и далеком будущем. Что произойдет, если он все так же будет получать низкие оценки. А какие перспективы открываются перед ним, если баллы будут средними? Или высокими? Например, разговор можно построить в таком ключе: “Хочешь ли ты жить хорошо?”. Каждый ребенок, конечно, ответит: “Хочу!”. “А как ты думаешь, что ты можешь делать уже сейчас, чтобы тебе было хорошо?”.
А далее можно обсудить логические цепочки: высокие или низкие оценки — знания или пробелы в знаниях — круг общения между сверстниками — техникум или вуз — низко- или высокооплачиваемая специальность — престижная и доходная работа или нет — выбор спутника жизни соответственно твоему уровню и т.д.
Даже если ребенок все осознает, его нужно будет поддерживать на нелегком пути к знаниям, поскольку сила воли у большинства детей еще недостаточно развита. Необходимо совместно с ребенком выработать систему поощрений и наказаний, следить за четким ее выполнением. Она должна быть достаточно гибкой: поощрение — это похвала, ласка, лакомство, развлечение, подарок, премия в конце четверти или учебного года, совместный поход в кино и т.д. В качестве наказания предпочтительнее использовать следующие методы: лишение удовольствия, развлечения, привилегий, ограничение по времени или запрет на приятную деятельность (просмотр телевизора, видео, встречи с друзьями) и др. Желательно все это обсудить вместе с ребенком. Ничто так не дисциплинирует, как равноправное участие взрослых и детей в установлении правил, обязанностей и прав.
Следует также иметь в виду, что у каждого ребенка должны быть личные (карманные) деньги, которые контролю родителей не подлежат. А вот расходование “бюджетных средств”, которые выделены для определенных целей (обеды в школе, экскурсии с классом), нужно контролировать. Также желательно привлекать ребенка к обсуждению семейного бюджета: как распределяется зарплата родителей и как находится компромисс между “хочется”, “нужно” и “можно позволить”.
Что касается домашней работы — это обязанность каждого члена семьи: мамы, папы и детей. Домашние хлопоты нужно распределить между всеми. Если же ребенок не желает выполнять свои домашние обязанности, то с ним можно провести беседу, подобную той, как в случае с оценками.
При любом вашем решении нельзя лишать ребенка родительской любви, внимания, уважения к личности. Нет плохих детей, могут быть только низкие оценки и недостойное поведение.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter