Почему одни агроменеджеры только и делают, что жалуются, а другие в это время идут вперед и получают награды

«По крупицам собирал людей в сильную команду профессионалов»

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СПК «Свитязянка-2003» Владимир ГОЛОВАЧ удостоен почетного звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь». В Кореличском районе, где он живет и трудится с 1980 года, давно стал своим, уважаемым и, безусловно, заслуженным. Его знают как крепкого хозяйственника, человека порядочного и надежного, который не любит публичности и не привык говорить о себе, но все же для «СГ» сделал исключение.

— Владимир Арсеньевич, о проблемах, трудностях жизни и работы на селе приходится слышать нередко. Но кто-то жалуется и только, а другие в это время идут вперед и получают награды. В чем секрет успеха?

— Руководитель не сможет чего-то достигнуть без квалифицированных работников. Именно о том, что важно собрать, «вырастить» и сплотить настоящих специалистов, коллектив единомышленников, я думал в первую очередь, когда 16 лет назад возглавил хозяйство. Важно, чтобы все были на своем месте, стремились работать эффективно, и тогда все будет получаться. Похоже, получилось — «Свитязянка-2003» на хорошем счету, с деньгами, три года кряду на Республиканской Доске почета. Для нас это, безусловно, повод для гордости. Но ни одна награда или достижение, в том числе и недавно полученное звание, никогда не принадлежали мне: это наш общий успех. 

— Интересно, как вы в свое время определялись с профессией? Были сомнения, иные предпочтения?

— Я родом из деревни Дорогляны Мостовского района. С детства приучен к земле, к ней и потянуло. Помогал родителям не только на приусадебном участке, но и на ферме, где они работали. Все это, видимо, сказалось, когда пришло время выбирать профессию. Закончил Новогрудский сельхозтехникум по специальности «агрономия», работал на своей малой родине заведующим производственным участком колхоза «Щара» и одновременно заочно учился в Гродненском сельхозинституте. Возможности думать о стационаре не было. Нас в семье четверо. Было желание не создавать родителям лишних хлопот, а как можно больше рассчитывать на себя.

— «Свитязянка», которую возглавили в 2002 году, находилась в плачевном состоянии. Была уверенность в том, что сможете кардинально изменить положение?

— Это действительно был непростой шаг. Но раз взял на себя ответственность – делай, а не оправдания неудачам ищи. Всегда был убежден: хочешь нормально жить – надо много работать. Первым делом собрал коллектив и сказал: «Пойдете за мной, поддержите, со всем справимся». Многие поверили, с кем-то оказалось не по пути. К примеру, уволились главные зоотехник и инженер. С теми, кто остались, впряглись в работу, постепенно обозначились перемены к лучшему.

Через пару лет присоединили соседний СПК «Воронча». Его работники были против: слышали, у нас строго с дисциплиной и порядком. Перемололи и эти настроения. 

— Порой слышу от ваших коллег: работаю и много, и хорошо, а с мертвой точки – никак. 

— Значит, упускают что-то важное. В 2002 году мы, чтобы изменить ситуацию в животноводстве, первым делом стали наводить порядок и на земле, и на фермах. Одну пришлось вообще расформировать. Очистили поля от сорняков, начали выращивать то, что имеет высокую рентабельность, в итоге в структуре посевных площадей произошли серьезные коррективы. К примеру, стали выращивать гораздо больше сахарной свеклы, пшеницы. Вскоре произошел пусть еще и не большой, но сдвиг: люди смогли больше заработать, и это всех воодушевило. У хозяйства же начали появляться средства на то, чтобы решать наболевшие проблемы.

Постепенно смогли подтянуть и растениеводство, и животноводство. И это был не прыжок выше головы, а закономерный этап. Запомнилось, что в первый год у людей были и опасения, и возмущения, что все разваливаю. Я ведь сразу взялся за реконструкцию, начал «ломать» старые здания. Но по-другому было нельзя: денег на кардинальное обновление, технику, строительство не было. Зато сейчас такая возможность есть. К примеру, в Райце возводим молочно-товарный комплекс на 610 голов. Пока обходимся без кредитных средств, к сентябрю планируем закончить. В итоге все наше дойное стадо будет на компьютерном учете: без этого не может быть четкого видения того, как работать дальше, обеспечивать высокие надои. Селекция у нас поставлена хорошо. Все это приносит результат. Когда-то средний надой от коровы был всего-то 1400 килограммов, а в прошлом году – 8995, рентабельность — 43 процента. Это к тому, что при хороших надоях и качестве можно жить припеваючи.

— Есть ли необходимость и дальше привлекать в хозяйство новые кадры? 

— Молодежь уже ищет нас сама. Тем более что являемся базовым хозяйством для прохождения практики. Нередко, немного поработав, хотят остаться. Но первые годы сам ездил по высшим и средним специальным учебным заведениям, рассказывал про хозяйство. Больше, правда, о перспективах, потому что хвалиться тогда было нечем. Кого-то просто, извините, уболтал, чтобы только собрать костяк специалистов. Радостно, что люди не в обиде, не только поехали тогда, но и все эти годы продолжают успешно работать в СПК. За примерами далеко ходить не надо. Забрал к себе выпускников Ляховичского аграрного техникума — семейную пару ветврачей Владимира и Инну Борис. Потом они поступили в Гродненский аграрный университет. Жена училась на бюджете, мужу учебу оплатило хозяйство. Он, кстати, стал нашим главным ветврачом. Словом, год за годом я по крупицам собирал людей и старался создать благоприятные условия для работы и жизни на земле. 

— Ваше такое отношение к земле передалось детям?

— Мне приятно, что сын Сергей, хоть со временем и уехал в большой город, уже 12 лет подряд неизменно берет отпуск во время уборочной кампании и трудится у нас в хозяйстве. Это для него важная традиция. Уже сейчас занимается ремонтом комбайна. Говорит: «По-другому, отец, не могу». 

shimko@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter