Почему председатель Брестского облисполкома Юрий Шулейко однозначно занял сторону жителей Дубравы

По кратчайшей дороге

Жизнь в деревне, раскинувшейся на берегу водоема или реки, доставляет немало радости ее обитателям. Но не обходится и без проблем, которые возникают, как правило, во время весеннего паводка. У кого-то огород подтопит, у кого-то — подвал. У сельчан из деревень Большие и Малые Радваничи Брестского района другая беда — прохудился пешеходный мостик через реку Рита. А в деревне Дубрава вышел из строя мост через мелиоративный канал. За помощью люди обратились к местным властям, задача которых не просто оперативно реагировать на обращения, а предупреждать их. Корреспонденты «СГ» выехали в Брестский район и узнали, почему мосты надо наводить, а не сжигать.

Александр Лукашенко: 

— Сегодня мы как никогда должны быстро и адекватно реагировать на обращения граждан, еще важнее — предупреждать эти обращения. И не потому, что все сказанное превращается в острый медийный повод для недовольства. Важно, чтобы народ, последовательно поддерживающий нас, чувствовал, что находится под нашей защитой.

На встрече с активом местной вертикали, июль 2021 года

Рита многое видела 

Малые и Большие Радваничи разделяет небольшая речушка Рита. Въезжаешь — и любуешься. Один дом краше другого. Деревни застраиваются. Несомненно, играет роль расстояние до областного центра, а это чуть больше двух десятков километров. 

С директором школы Кириллом Иванченко идем к мостику через Риту. Калитка в школьном заборе, несколько десятков метров по пойме и вот — тот самый «мост раздора». Самодельный, прохудившийся, но эксплуатируемый, несмотря на запрещающий знак.

Мы предупредили всех детей и родителей, что мостиком пользоваться нельзя, — говорит Кирилл Иванченко. — После уроков детей развозит по домам школьный автобус. Нет необходимости пользоваться этой кладкой. 

На встречу к нам из Малых Радваничей пришли жители близлежащих к мостику домов. У них своя правда. 

Нам объясняют, что надо идти по автомобильному мосту из деревни в деревню, — первой высказывается Надежда Ласкевич. — Можно, но это круг в четыре километра. Я по этому мостику в школу ходила, сейчас иногда внучка бегает. Магазин, кладбище, церковь — все в Больших Радваничах. Тем, у кого нет автомобиля, так ближе.

В разговор вступает пенсионер Сергей Улезло:

— Знаем, что есть указание разобрать  мост, но мы его будем отстаивать. Согласен, детям опасно тут ходить, значит, надо мост отремонтировать. Ведь ребенок может опоздать на автобус, да и на кружки нет подвоза. Вот здесь наш мостик в помощь. Человек — такое существо, он ходил и будет ходить по ближней дороге, а не по дальней.

Сергей Петрович рассказывает о трубах, на которых держится мост, о досках, о бревнах, которыми сельчане недавно укрепили кладку. Рассказывает как о родном, ведь труд его рук сюда тоже вложен.

Олег Пучик тоже пришел вступиться за мостик.

— Сломать легко, а надо все же сделать, окультурить. Людям говорят, что мост — несуществующее строение, что его нет на бумаге. Значит, надо зарегистрировать, как сельские дома, которые лет 20 назад тоже были незарегистрированными. 


Жители деревень Малые и Большие Радваничи Надежда Лискович, Олег Пучик и Сергей Улезло.

Депутат Брестского райсовета по Радваничскому округу № 20 Игорь Пилюк — начальник производства отделения «Радваничи» СГЦ «Западный». Это ему надлежит организовать работы по сносу мостика через реку Рита. Игорь Михайлович признается, что оказался между двух огней: 

— Комиссия по ЧС признала сооружение небезопасным. В сельсовете лежит предписание прокуратуры о демонтаже, и я, как начальник производства, должен его исполнить. Люди говорят: «Набейте досочки, отремонтируйте!» А кто ответит в случае беды? Чтобы все было в соответствии с законодательством, нужно вначале сделать проект, потом — строить новый. Это выльется, по предварительным подсчетам, в 300 тысяч рублей. Люди идут через мостик, а дальше тропинка через пойму, через кладку, которая тоже небезопасна, потом — через школьный двор. Выходит, через школьный двор ходят посторонние, чего не должно быть ни в коем случае. 

— То есть нет другого решения, кроме демонтажа старого моста? — уточняю. 

— Вопрос сейчас на рассмотрении, — добавляет Игорь Пилюк, оставляя сельчанам надежду. 

Прямиком в Дубраву 

В отличие от жителей Малых Радваничей, которые озаботились состоянием кладки через реку не так давно, Анатолий Малаш из деревни Дубрава уже поднаторел в поисках помощи. Анатолий Николаевич пришел на недавний прием к председателю Брестского облисполкома Юрию Шулейко, имея на руках неудовлетворительный ответ на волнующий его вопрос из Брестского райисполкома.

Анатолий МАЛАШ, житель деревни Дубрава.

— Обветшал и рухнул деревянный мост через канал, когда-то построенный МЧС на въезде в деревню. Без этого моста приходится делать крюк в шесть километров, чтобы с трассы попасть в Дубраву. Обращались в райисполком неоднократно. Пообещали внести в план 2022 года. Посчитали стоимость строительства нового моста — 280 тысяч рублей. Я строитель, у меня возникли на сей счет сомнения. С помощью знакомых специалистов составили смету — у нас получилось 38 тысяч рублей. Пошел я опять в райисполком, показал, но мои расчеты во внимание не приняли. Нам не нужен железобетонный монстр — сделайте безопасный переезд через канал из трех труб и грунтовой насыпи! Мы боимся, что решение этого вопроса затянется, а мост нам жизненно необходим, — эмоционально изложил суть просьбы сельчанин. 

Юрий Шулейко без колебаний занял сторону жителей деревни Дубрава.

— До июня там должен стоять новый деревянный мост, — обратился он к заместителю председателя Брестского райисполкома Алексею Мартысюку. — Решайте вопрос с «Брестмелиоводхозом», МЧС, лесниками, иначе кто-то лишится своих должностей. 

Попутно Юрий Шулейко дал еще одно поручение, касающееся Дубравы. Выяснилось, что дорога через деревню не состоит на балансе какой-либо организации. Соответственно, за ней никто не ухаживает, не поддерживает в нормальном состоянии, а местные жители в полной мере испытывают все «прелести» деревенской распутицы. Юрий Шулейко пообещал посетить Дубраву, но уже по обновленной дороге.

В ТЕМУ

На заседании Брестского обл­исполкома обращено внимание на жалобы жителей Брестского района по поводу мостов. Помощник Президента, инспектор по Брестской области Валерий Вакульчик убежден, что этот и все другие проблемы должны решаться на уровне местных органов власти — компетенций и полномочий у них для этого достаточно. «Если они не в состоянии решить какие-то вопросы, то сами должны инициировать их рассмотрение вышестоящими структурами. Мы не должны допустить формализма, — отметил Валерий Вакульчик. 

К слову, количество обращений из Брестской области в Администрацию Президента за прошлый год уменьшилось на 13 процентов по сравнению с 2020-м. Еще значительнее — на 31,8 процента — снизилось число обращений жителей региона в Комитет госконтроля. Однако количество повторных обращений в органы власти увеличилось в три раза. 

kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter