По красной дорожке: реальность или мечта?

В Каннах белорусы провели переговоры с «киношниками» из 30 стран

Олег Сильванович о результатах работы национального павильона на Каннском кинофестивале

В нынешнем году в Каннах был впервые представлен белорусский павильон: посетителей ожидал каталог с информацией о художественных, документальных, мультипликационных фильмах, выпущенных в Беларуси в последние годы. На одном из двух больших киноэкранов в павильоне в режиме нон-стоп демонстрировались документальные картины о Беларуси, ее достижениях в сфере науки, образования, культуры, спорта, красотах страны, на другом — новая приключенческая сказка киностудии «Беларусьфильм» под названием «Рыжик в зазеркалье», которая, кстати, вызвала интерес у зарубежных кинематографистов.

О конкретных результатах работы национального павильона на престижном международном форуме рассказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА директор Департамента по кинематографии Министерства культуры Беларуси Олег Сильванович.

Кто кого любит, тот того чубит?

«У белорусов есть характерная черта, которая проявляется во всем, даже в воспитании детей: за любую провинность мы наказываем собственное чадо сильнее, чем это могли бы сделать посторонние люди. Мы боимся показаться внешнему воспитателю слишком непринципиальными, мягкими родителями», — отметил Олег Сильванович. По его словам, такую же картину можно наблюдать и по отношению к национальной кинематографии. «Однако, когда приезжаешь в Канны, понимаешь: там ты равный среди равных. И начинаешь осознавать, что белорусское кино в ряде своих достижений выглядит не так мрачно, что оно находится на терпимом уровне», — продолжил Олег Сильванович.

По его мнению, в Беларуси есть достойные актеры и режиссеры, работой которых можно гордиться. «Конечно, были неудачные проекты, а порой и совершенно бездарные. Но есть и недооцененные. Отношение к белорусскому кино, как к кино, которое существует на отшибе, сохранилось до сих пор. Почему большинство из нас не признает за национальной кинематографией право присутствовать в павильоне на Каннском кинофестивале? Мы должны были поехать в Канны, чтобы развеять этот миф», — сказал он.

Олег Сильванович убежден: чтобы вернуть доверие и уважение к родным фильмам, необходимо реформировать систему кинопроизводства, и делать это постепенно, шаг за шагом. Специалист подчеркнул, что сейчас в стране идет речь о совершенно новом подходе к кинопроизводству, стимулировании его развития, в том числе за счет привлечения в эту сферу частного капитала.

Национальный павильон — это своего рода посольство в мировом кинематографе, он в первую очередь представляет Беларусь как кинопроизводящее государство. И одно из достижений его работы то, что павильон стал примером государственно-частного партнерства в сфере культуры: его организаторами выступили Министерство культуры Беларуси, Белтелерадиокомпания, Национальная киностудия «Беларусьфильм», а также два частных спонсора.

Просчитать судьбу фильма заранее

За десять дней работы павильона на Каннском кинофестивале были проведены переговоры с кинематографистами более чем из 30 стран мира. Специалисты установили контакты с продюсерами, режиссерами, дистрибьюторами из Польши, США, Литвы, Украины, Великобритании, Италии, Армении, Франции, России, Эстонии, Турции, Китая, Бельгии, Объединенных Арабских Эмиратов, Иордании, Германии, Чехии и других государств. В частности, кинематографистов интересовали возможности Национальной киностудии «Беларусьфильм», совместное производство документального и игрового кино, полнометражного анимационного 3D-фильма, участие белорусских картин в международных кинофестивалях. Другие специалисты были готовы приобрести белорусские картины для демонстрации на территории своей страны.

Олег Сильванович рассказал также о потенциальной возможности участия Беларуси в конкурсных или внеконкурсных показах Каннского кинофестиваля. «Есть режиссеры, которые являются фигурами в мировом кинематографе, как, например, Эмир Кустурица. Если мы будем работать над совместной постановкой, такой фильм наверняка будет показан на Каннском кинофестивале. Может быть, не в основном конкурсе, но в дополнительной программе. И что однозначно — фильм получит европейский прокат. То же самое касается сотрудничества с зарубежными кинопроизводителями и совместного финансирования проектов. Если же говорить о чисто белорусском продукте, который в перспективе может быть представлен в Каннах, возникает три варианта: первый — создание проекта собственными силами, второй — совместная постановка с белорусским участием, третий — работа белорусского актера в иностранном фильме», — пояснил Олег Сильванович.

При этом, по его мнению, фильм исключительно белорусского производства в ближайшее время вряд ли сможет конкурировать на Каннском кинофестивале в программе основного конкурса. «С другой стороны, если заранее просчитать фестивальную судьбу фильма, а сделать это хотя и сложно, но вполне вероятно, можно претендовать на участие в специальной программе Каннского кинофестиваля «Особый взгляд», — сказал Олег Сильванович. Ведь фестиваль № 1 в мире благоволит к появлению на небосклоне новых кинематографий: в свое время он помог зажечься кинематографиям Китая, Кореи, Румынии.

При этом есть и прямой путь оказаться в программе показов Каннского кинофестиваля — создать талантливое произведение искусства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter