Кто в ответе за придорожный сервис? Как транспортные инспекторы вычисляют должников?

По кошельку встречают – по оплате провожают

Есть ли жизнь на обочине? Кто в ответе за придорожный сервис? Как транспортные инспекторы вычисляют должников?

В ПРОШЛОМ выпуске «СТО ДОРОГ» мы исследовали М1 от Крупок до границы с Россией. На этот раз по той же трассе попытались добраться из Минска до Бреста. Расстояние 350 километров. Дальнобойщики его преодолевают за 4-5 часов. К слову, их машин на трассе больше всего. Каковы достоинства и недостатки юго-западной части главной артерии страны? Поехали… 


Гостиница на трассе.

В ДЗЕРЖИНСКОМ районе в 30 километрах от Минска мимо большой шестиэтажной гостиницы «Веста» проехать трудно. Красавица! Но для кого-то и недоступна. Одноместный номер в сутки стоит 995 тысяч рублей, двухместный – 1065 тысяч рублей, апартаменты – от 3,5 миллиона. Рядом заправка, магазин, стоянка. На последней – скопление легковушек с иностранными номерами – явный признак популярности объекта придорожного сервиса. Останавливаюсь. 

Не всякий путник сразу сообразит, с чего начать отдых: боулинг, бильярд, сауна, рыбалка, магазин, заправка. Начальник реализации корпоративных услуг ООО «Сервисный центр «Веста» Елена Осипова ведет меня в кафе «Садовая, 20». Из блюд – блинчики с яблоками, мясной салат, бульон с курицей, борщ, филе птицы в сыре, колбаски, картошка с зеленью, рис. Комплекс в обеденное время в среднем 30—40 тысяч рублей. В другое время дороже: салаты от 50 тысяч рублей, первое от 31 тысячи, второе от 43 тысяч. Обслуживают повара 4-5 разряда. В кафе любят заезжать иностранцы: по большей части россияне, но бывают ливанцы, киприоты, казахстанцы. По вечерам в пятницу, субботу и по праздничным дням — живая музыка. Входной билет платный – до 23.00 20 тысяч рублей, после – 50 тысяч. Кто путешествует семьей, могут остановиться на несколько дней, пожарить шашлык, есть шесть беседок (аренда – 350—750 тысяч рублей в сутки). Напрокат можно взять велосипед, ролики, удочки. 

Стоимость рыбалки на сутки – 200 тысяч. Сергей П. из Дзержинска вместе с сыном Назаром пришел в первый раз. И за полчаса поймал уже три линя. Озеро выкопали два года назад. Теперь многие, кто едет по трассе, останавливаются – из любопытства, но есть и постоянные клиенты.

В магазине «Белорусские бренды», по словам продавца Елены Кулик, иногда по шесть кружек с белорусской символикой за один раз сбывает: «У нас качественные товары, европейцы не скупятся». Фигурка зубра обойдется в 148 тысяч рублей, декоративная метелочка — 35700, кружка с зубром — 102 тысячи, тарелка с изображением Беловежской Пущи — 93 тысячи.

Платежи по карточке принимают везде.

— Всего в Дзержинском районе 35 объектов придорожного сервиса, из них 13 пунктов общественного питания, 9 магазинов, — уточняет главный специалист отдела экономики Дзержинского райисполкома Иван Вайцехович. – Сеть  стремительно развивается, каждый год открывается новый объект. В этом году это кафе «У горы» на 200 посадочных мест, в прошлом — АЗС с магазином и опять же кафе.


Специалист 1-й категории Минского регионального отдела
контроля на платных дорогах№1 «Шабаны» Сергей
ЛУХВЕРЧИК и дальнобойщик Валентин КАЧАН.

ТРАССА М1 вся платная. Но иностранные путешественники не всегда это учитывают: забывают купить бортовое устройство или не вовремя пополняют баланс счета. В итоге – многомиллионные штрафы.

Своевременную оплату за дорогу и «дозволы» (разрешение у дальнобойщиков на перевозку грузов) контролирует транспортная инспекция Минтранса. На трассе круглосуточно дежурят мобильные экипажи, кстати, они работают и на бесплатных дорогах. Встретить ее сотрудников можно под Дзержинском, Барановичами, Брестом, Кобрином.

На транспортных контролеров  я натолкнулся в районе Дзержинска. Прошусь «на хвост» к специалистам 1-ой категории Минского регионального отдела контроля на платных дорогах № 1 «Шабаны» Владиславу Лукашенко и Сергею Лухверчику. Посмотреть, как наводится порядок на дорогах.

По компьютеру в салоне микроавтобуса и с помощью радара сотрудники вычисляют, что по трассе только что пронеслись две эстонские машины, которые дважды не заплатили за дорогу. Быстро запрыгиваем в машину — и вдогонку за нарушителями. Движение интенсивное. Занимаем крайнюю правую полосу и включаем «мигалки». На спидометре «Фольксвагена» скорость 160 километров в час. Через пять минут настигаем нарушителей.

Водитель Виктор Функнер возвращался с семьей в Таллин из Столбцов. На другой машине – отец. Собирались попасть в Минск и по кольцевой выехать на трассу на Браслав: «Четыре года не были в Беларуси. Раньше под Столбцами работал пост, там оплату взимали, но теперь пост убрали. Вот мы и решили, что платить не нужно. А считывающие устройства на трассе и знаки не заметили».

Но Владислав Лукашенко непреклонен. Оказывается, что Виктор в должниках – не оплатил штраф за нарушение месячной давности. Теперь снова попался. Так что придется заплатить штраф 200 евро, в том числе и его отцу.

— Это четвертый нарушитель. Водитель польской фуры не «оплатил одну рамку» на въезде в Беларусь. Еще один дальнобойщик из Польши побывал в Москве, но заплатил за дорогу только в одну сторону. А литовец не вовремя поменял бортовое устройство, — подытожил Владислав Лукашенко.

Суммы штрафов для легковушек — 100 евро за два часа бесплатного пользования дорогой, для грузовых – 270 евро. Нарушитель на три года заносится в базу данных. К тому же транспортники тесно сотрудничают с таможенниками: они передают информацию, кто из должников оплаты за пользование дорогой пересекает границу. Так что дешевле все-таки оплатить. Для легковушки это четыре евро за 100 километров. За двухосную грузовую машину больше 3,5 тонны 9 евро за 100 километров, трехосную 11,5 евро, четырехосную и больше 14,5 евро.

Въезжаю в Столбцовский район. Здесь развитая сеть автозаправок – они встречаются буквально через каждый километр. На АЗС «Лукойл» отмечаю: не работает туалет на улице (в магазине, впрочем, открыт всегда). Его открывают для больших групп – когда заезжают микроавтобусы.



ДАЛЬНОБОЙЩИК Сергей Горелик из Минска, которого встречаю здесь же, на фуре с цистерной возит жидкие грузы в Европу. Сейчас из Бобруйска доставляет пивные дрожжи в Германию. На лобовом стекле грузовика — пять (!) бортовых устройств: немецкое, австрийское, чешское, польское и белорусское. Он полагает, что если платит деньги за проезд по трассе, то она должна быть вся «быстрая»:

— Но на М1 встречаются участки, где скорость до 40 километров – в районе деревни Борисовщина Кобринского района. Но, в принципе, ездить по трассе комфортно. Есть где перекусить, переночевать. Только вот цены неслабые: одноместный номер в отеле меньше чем за 400 тысяч рублей в сутки еще поискать. А обеды от 50 тысяч рублей за комплекс и выше. Ездить и искать, где дешевле, некогда.

— Сколько времени в дороге – контролирует именной чип: и его никак не обманешь, — делится Сергей.

Демонстрирует чип – пластиковая карточка, похожая на права нового образца. Когда выезжает в дорогу, вставляет чип в специальное устройство в кабине, похожее на магнитолу. Находиться в пути можно семь часов. При этом через каждые 4,5 часа водитель обязан делать перерыв не менее чем на 45 минут. Два раза в неделю можно быть в пути по десять часов. Обязательных два выходных в неделю. Зато порядок: каждые 28 дней специалисты проверяют чип, может заинтересоваться и транспортная инспекция.

Фура Сергея – дом на колесах. С собой всегда газовая горелка: можно вскипятить чай, имеются сковородка, небольшой холодильник. Продуктами предпочитает закупаться в Беларуси: «Не могу есть польский хлеб: невкусный. Лучше нашего нет».

По поводу контрабанды у него однозначное мнение: «Раньше некоторые мои коллеги этим грешили на границе с Польшей. Но лучше не злоупотреблять, провозить с собой столько, сколько можно. Если хотят найти – найдут все равно».

О безопасности на М1 он отзывается так: «Трасса тихая, немного глуховатая. Движение небольшое. Всюду камеры фотофиксации, причем некоторые устанавливают без предупреждения (без знаков – Прим. авт.). А зачем? Не нарушай – не получишь «письмо счастья». В общем, можно спокойно работать. А вот во Франции до сих пор могут колеса проткнуть – местами там небезопасно».

КОММЕНТАРИЙ

Заместитель председателя Столбцовского райисполкома Ирина ПАШКЕВИЧ:

— По территории района проходит 35 километров трассы, участок небольшой. Однако объектов придорожного сервиса более чем достаточно – 25. Из них 9 заправок, 16 магазинов, в которых работают платежные терминалы. В кафе постоянно расширяют ассортимент, в том числе и белорусских блюд. К чемпионату мира по хоккею-2014 многие объекты отремонтировали. Несмотря на высокую плотность заправок и гостиниц на трассе, придорожный сервис продолжает развиваться. Месяц назад по инвестиционному проекту открылась автозаправка СООО «Экспресс-сервис-брама+». На участке трассы в районе нет ни одной гостиницы  —  вот и планируют ее построить.

kovalev@sb.by 

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter