Зачем заключать договор на обслуживание в службе 115

По ком звонит 115, или Почему контроль все же необходим

Любители острых заголовков с новостных лент вечно недовольных сайтов днями чуть не заставили меня поседеть повторно: «ЖКХ навязывает белорусам новый договор. Несогласным обещают встречу в суде», «ЖКХ под угрозой суда принуждает заключать договоры со службой 115». Во-первых, я, конечно же, сразу возмущением преисполнился: уж сколько раз эту гидру трехбуквенную к ногтю прижимали, а она никак успокоиться не хочет — опять соки из народа тянет. Новый договор, видите ли, придумала! А во-вторых, вообще жуть что творится — кто хочет, тот и принуждает к договорам. С бухты-барахты, нежданно-негаданно…

ФОТО БЕЛТА.

В общем, весь на взводе, стал разбираться, о чем хоть речь идет. И выяснилось, что «гидра» Минского района просит владельцев многоквартирных домов заключить договор на обслуживание в службе 115, выполняя решение исполкома. А эти собственники, мол, ни в какую — нам это не надо, «собаке пятая нога» и 5 — 10 рублей в месяц в зависимости от количества квартир в доме мы платить не собираемся.

С одной стороны, всяческие ТС и ЖСПК понять можно. По их словам, владельцы квартир в таких домах при возникновении проблем с эксплуатацией жилых помещений или на придомовой территории обращаются к председателю кооператива, а тот исправляет ситуацию или средствами штатных сотрудников товарищества, или с помощью сторонних организаций. Зачем, мол, в этой цепочке промежуточное звено в виде службы 115?

А затем, отвечают представители районного ЖКХ, что служба 115 не только аккумулирует жалобы жителей, но и контролирует реакцию эксплуатирующих дома организаций на обращения граждан и оперативность выполнения работ. Поэтому все 19 товариществ собственников, которые есть в Минском районе, должны быть подключены к услугам контакт-центра ЖКХ. А вскоре и Минск к этому делу подтянется, и другие регионы страны. И на этом точка. Не захотят добровольно — будут готовиться обращения в суд.

ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКА.
Как сторонник рыночных подходов в экономике, которые обладают мощным саморегулирующимся потенциалом, я бы целиком встал на защиту товариществ и кооперативов от «притеснений» со стороны ЖКХ. Ну правда, зачем посредники, если есть нанятые всеми жильцами дома работники, которые отвечают за эксплуатацию здания? Не будут выполнять заявки владельцев квартир, те их быстро накажут, а то и поменяют — и дело с концом. В этом и есть преимущества выбора исполнителя — в ней тот, кто у руля, зависит от тех, кто его избрал.

Так-то оно так, если бы не одно «но». А это «но» во всей красе проявило себя у наших восточных соседей. Отданное на растерзание частных «ЖЭСов» и «управляющих компаний», там коммунальное хозяйство зачастую оказывается в весьма плачевном положении. Справиться с наплевательским или предвзятым отношением к владельцам квартир со стороны формально нанятых «управленцев» не так и просто. Может, твой фейс ему не понравился. Может, вопросов много задаешь и бизнес делать мешаешь.

Юридические препоны и казусы, подлоги документов и хитрые кворумы на собраниях позволяют представителям частного «ЖЭСа» творить многие чудеса.

Но факт, что даже звездный статус всенародно любимого артиста или известного спортсмена не способен помочь в борьбе с тривиальным директором управляющей компании или председателем ТС. Что уж говорить о простых гражданах! Саморегулирование не оказалось эффективным и не стало обязательным, неотвратимым — и именно поэтому в России так силен запрос на возвращение ЖКХ в руки государства.

Безусловно, в том же Минске есть множество примеров хорошей работы ТС и ЖСПК, честных и неравнодушных председателей кооперативов и товариществ, рационального и разумного использования собираемых с владельцев квартир средств, оперативного реагирования на жалобы и проблемы жильцов. Для таких домов обязательное подключение к сервису 115 вроде бы и не нужно. Но есть ведь и обратные примеры, когда без контроля со стороны госструктур люди просто остались бы один на один со своими текущими трубами, неубранными дворами и темными подъездами. А служба 115 — это все же контроль. И государство создает не выдержки и изъятия из правил, а единую систему, которая проконтролирует каждого — и «хорошего», и «нерадивого».

Безусловно, придут блаженные времена, когда присмотр со стороны государства за деятельностью обслуживающих организаций уже не понадобится. Будет развита конкуренция, будет иметь вес деловая репутация, укоренятся принципы социальной ответственности бизнеса — тогда, возможно, отношения собственников жилья и эксплуатирующих организаций отрегулируются сами собой.

А пока — доверяй, но проверяй. Так что пусть контакт-центр 115 все же проверит, удовлетворена ли жалоба владельца квартиры в ТС или ЖСПК. И для этого заставит владельца многоквартирного дома заключить соответствующий договор — на пользу самих же жителей этого дома. 

И напоследок… Ведь опять двадцать пять получилось! Создавать шум из ничего, истерить без повода и пугать читателя заголовками — это, конечно, стильно, модно и хорошо оплачивается. Но меру, господа, надо знать. И с криками про несогласных, которым место — только в суде, несколько успокоиться. Право же, надоело.

gilevich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter