По каким признакам можно понять, что вы столкнулись с психологическим садизмом – психолог

Психолог Анна Хидирян.
Психологический садизм – явление очень распространенное, но многие не догадываются, что годами страдают от него или тем более практикуют. О том, по каким признакам можно опознать психологический садизм, рассказала психолог Анна Хидирян.

Когда речь заходит о садизме, большинство людей представляют физическое насилие, которое оставляет следы. Синяки, ссадины, раны и тем более увечья – осязаемые признаки плохого обращения. Согласитесь, трудно сомневаться или тем более отрицать, что насилие было, если у вас сотрясение мозга или выбиты зубы. Но с психологическим садизмом, который наносит еще больший ущерб, потому что калечит душу, история другая.

Человек может долгое время получать в свой адрес словесный яд, но ему и в голову не приходит, что он тоже жертва насилия. Причина в том, что такой человек распознает садизм только на уровне действий. «Меня же не били, значит, ничего предосудительного не было», – уверен он.

К вербальному насилию многие люди невосприимчивы, особенно если оно завуалировано. Одно дело – откровенное оскорбление («Ты тупой!») и совсем другое – нападки и придирки исподтишка, особенно подаваемые под соусом заботы («Почему ты думаешь, что справишься с этой работой? Она ведь не для средних умов…»).

Психологический садизм возможен в отношениях, когда одна сторона облачена властью, а другая находится в зависимом положении: родитель – ребенок, начальник – подчиненный, муж – финансово зависимая от него жена.

cdn.uanews.arizona.edu

«Внутренний садист есть в каждом, – подчеркивает психолог. – Только у одних людей он проявляется в меньшей степени, у других – в большей».   

У психологических садистов острый нюх на больные места окружающих. Заметив, что другой мучительно переживает из-за чего-то, психологический садист не упустит случая усилить чужую боль, сделать страдания еще острее. От этого он может получать удовольствие, часто неосознаваемое.

Например, ребенок схватил в школе двойку и расстроился до слез, ходит как в воду опущенный. Мать, вместо того чтобы утешить и поддержать, набрасывается с руганью, называет глупым и никчемным, клеймит позором.

Женщина пальцем не трогает своего ребенка, но морально она уничтожает его. Если подобные вспышки происходят регулярно, это значит, что маленький человек растет в атмосфере психологического насилия.

«Бывает, родитель бросил ребенку что-то обидное в сердцах, а потом искренне раскаялся и извинился – это одно дело. Совсем другая ситуация, когда взрослый вербально, эмоционально нападает на ребенка при каждом удобном случае, целенаправленно ищет поводы – любые. Порой сущие мелочи становятся предлогом для регулярного «уничтожения» другого», – объясняет разницу Анна Хидирян.

g4.dcdn.lt

Человек, который с детства привык к тому, что близкие люди его унижают и обесценивают, вырастает нечувствительным к психологическому насилию. Нередко он находит партнеров, которые ведут себя так же садистически, как родители.

«Нередкая история: мужчина зарабатывает деньги для семьи, женщина занимается домом. Муж постоянно критикует жену из-за уборки, готовки. Она переживает, чувствует себя виноватой, старается изо всех сил, но никак не может угодить», – приводит еще один пример специалист.   

В здоровом союзе отношения строятся на любви и взаимной заботе. Один партнер не стремится изменить, а тем более изнасиловать другого своими требованиями. Если у близкого что-то не выходит, любящий человек подставляет плечо. Так, если жена готовит из рук вон плохо, муж не станет осыпать ее упреками и унижать, а оплатит ей кулинарные курсы, или наймет помощницу по хозяйству, или возьмет часть забот по приготовлению пищи на себя.

i.artfile.ru

Любовь – это сотрудничество, готовность помочь, если у близкого что-то не получается.

Тот, кто с ранних лет живет в садистической атмосфере, не воспринимает плохое обращение с собой как нечто недопустимое. Взрослый ударил под дых хлестким словом, а через полчаса накормил вкусным обедом – и ребенок обязательно приходит к выводу: «Родитель хороший, это со мной что-то не так». Такие люди, и став взрослыми, пытаются приспособиться, уклониться от агрессии, не попадаться на глаза разгневанному садисту – одним словом, спрятаться.

Вырваться из мира психологического насилия нелегко, но возможно. Для этого человек прежде всего должен обратить внимание, что отношения могут быть устроены по-другому. «То, как я взаимодействую с людьми, и то, как они обращаются со мной, – далеко не норма», – эта мысль – первый шаг в мир здоровых отношений.

В следующий раз психолог Анна Хидирян расскажет, как отличить заботу от психологического садизма.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter