По гуманистическому принципу

По оценке ВОЗ, проблемы с психическим здоровьем в разные периоды жизни испытывает каждый четвертый — никто не застрахован от депрессий или деменции. Афишировать подобные расстройства не принято. В обществе тема до сих пор довольно табуирована, во многом потому, что долгое время развивалась в изоляции. Однако два года назад наша страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, которая во главу угла ставит гуманистический принцип: в социуме должны быть созданы условия для достойного сосуществования всех его членов, без исключения. С ментальными нарушениями в том числе. А для этого придется немало сделать.

фото pixabay.com

В первую очередь речь идет о смещении акцента с нахождения в интернате на поддерживаемое проживание в социуме. Успехи в этом направлении у нас ощутимы при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, и одинокими пожилыми — благодаря тому, что активное развитие получили альтернативные формы их жизнеустройства и ряд социальных услуг. Это оправданно не только с гуманитарных позиций, но и экономически. Подсчитано, что оказание помощи пожилому на дому в 10 раз дешевле, чем в стационаре. Но вот в случае с людьми, имеющими психические расстройства, такой подход пока работает слабо, и большая часть средств идет все же на поддержку интернатных учреждений. Что, в общем, неудивительно, ведь у нас еще хромает практика включения таких людей в общество.

Действуя сгоряча, есть риск оказаться в положении Италии, где 20 лет назад начали массово отказываться от психоневрологических интернатов, и в итоге их пациенты, выброшенные в социум, стали его жертвами. Чтобы избежать такого сценария, необходимо развитие стационарозамещающих услуг на местах. Есть мнение, что при налаженной системе поддержки около половины подопечных психоневрологических интернатов могли бы вести самостоятельную жизнь. Определенные шаги для этого делаются — например, и государственные, и общественные организации обкатывают технологию сопровождаемого проживания и трудоустройства для людей с ментальными нарушениями. Однако массовой эту работу пока не назовешь.

Ольга Рыбчинская, представитель Белорусской ассоциации социальных работников, обращает внимание на то, что у нас растет число людей, впервые признанных инвалидами по причине психических расстройств, и развитие услуг на уровне местных сообществ не поспевает. Да, с недавних пор представители этой категории могут посещать отделения дневного пребывания территориальных центров соцобслуживания населения — однако речь идет скорее о дневной занятости, чем о специализированной реабилитации. Что касается общественных организаций, работающих в сфере психического здоровья, то в Минске их всего четыре, а в регионах? Ассоциация соцработников, например, развивает такую модель реабилитации, как Клубный дом — в Минске он работает с 2011 года. Созданы они также в Витебске и Бресте (по госсоцзаказу). Ольга Рыбчинская называет 3 главные темы, с которыми люди с ментальными нарушениями обращаются за консультацией к юристу Клубного дома: вопросы оказания медицинской психиатрической помощи, трудоустройства и дееспособности. По поводу последней в июле произошла важная подвижка — Парламент одобрил введение формата частичного лишения дееспособности. Как это заработает на практике, мы сможем оценить в следующем году. Но уже сейчас понятно: при работе с людьми с ментальными и психическими нарушениями требуется и более тщательное изучение их потребностей, и, по возможности, вовлечение их в принятие решений.

vasilishina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter